Изучая этот аспект волейбола, мы пришли к выводу, что все упражнения по увеличению прыжка, описанные в отечественной научной литературе предназначены для спортсменов профессионалов с их микро и макро циклами. Нагрузка дозируется тренером в зависимости от многих факторов. Будучи любителем волейбола, трудно самостоятельно прийти к эффективной схеме тренировок и постоянно придерживаться ей.
Программы Airt Alert 2 (AA2) и Mad Bounce 2 (MB2) были протестированы и показали действительно хороший результат. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. MB2 более продолжительная и менее интенсивная, АА2 наоборот.
В MB2 включены упражнения на спину и руки, участвующие в прыжке, AA2 прокачивает только ноги. AA2 можно выполнять дома, тогда как для некоторых упражнений MB2 необходимо пространство спортивного зала.
Какую программу тренировок использовать, решать Вам, но помните что народная волейбольная мудрость гласит: “Чтобы прыгать, надо прыгать!”
Также увеличить прыжок, прибавив до 10 см, можно при помощи правильной техники. Посетите занятия школы для изучения техники разбега и прыжка.
AIR ALERT 2 (AA2)
AA2 описание упражнений
AA2 Программа
Программа требует серьёзного подхода и отношения к выполнению упражнений. Пройдя полный курс (12 недель) вы увеличите свой прыжок на 20-30 см. Во время 3 месяцев выполнения вы должны обеспечить себе хороший сон, и питание. Порядок выполнения программы Air Alert 2:
1. Разогревающие упражнения (Warming up)– прыжки со скакалкой, бег на месте. Примерно в течение 3-5 минут.
2. Растяжка (Stretching)
3. Прыжки в высоту (Leap Ups).
Выполнение: Ноги на ширине плеч. Прыгните строго вверх насколько можете. Опустившись, присядьте примерно на четверть – это один прыжок. (см.иллюстрацию)
Отдых между подходами: 3-4 минуты. Примечание: Скорость прыжка при выполнении упражения важнее всего. Смысл заключается как можно более быстром выпрыгивании. Время, проводимое на земле, должно равняться долям секунды.
4. Подъемы на носках (Calf Raises)
Подъемы на носках: Выполнение: встаньте на что-нибудь так, чтобы пятки не соприкасались с полом (лестница, толстая книга). Поднимитесь на одной ноге как можно выше, затем на другой ноге. (иллюстрация не требуется) Отдых между подходами: 25-30 секунд.
5. Степ-апы (Step Ups)
Выполнение: Поставьте одну ногу на прочное возвышение (стул, скамейка) и толкнитесь опорной ногой вверх. В воздухе смените опорную ногу и повторите то же самое. (см. иллюстрацию)
Отдых между подходами: 3-4 минуты.
6. Прыжки на носках (Thrust Ups). Примечание: Следите за тем, чтобы при выполнение упражнения ноги не сгибались в коленях.
Выполнение: Ноги на ширине плеч. Совершайте прыжки в высоту, не сгибая ног в коленях. Требуется выпрыгнуть как можно выше. Отдых между подходами: 1 минута. Примечание: Скорость прыжка при выполнении упражения важнее всего. Смысл заключается как можно более быстром выпрыгивании. Время, проводимое на земле, должно равняться долям секунды.
7. Выжигания (Burnouts).
Выполнение: Упражнение названо так, потому что при правильном выполнении в мышцах ног вы будете чувствовать жжение. Стоя в полуприседе, поднимитесь на носках и совершайте прыжке в этой позе, не опускаясь на пятки. Основной упор при выполнении делайте на скорость и внимательно следите за тем, чтобы не опуститься на пятки. (см.илюстрацию)
8. Основательная растяжка (Colling Down).
Программу Air Alert II необходимо выполнять 5 дней в неделю и желательно в одно и то же время. Всего продолжительность занятий по программе 12 недель.
Программа
Прыжки в высоту
Подъёмы на носках
Прыжки на носках
MAD BOUNCE 2 (MB2)
MB2 Описание упражнений
MB2 Программа
Разминочные упражнения вы выбираете сами. Jumping jacks. Махи руками и ногами. Очень просто. Встаёте прямо и разводите ноги в разные стороны, в это же время руки сводите над головой. Делаете маховые движения руками и ногами. В момент когда руки сведены над головой, ноги разведены в стороны и наоборот. Kariokaes – бег змейкой. Бежите боком, чередуя ноги. Toe jog – бег с высоким подниманием бедра. Лёгкая растяжка. Armless bounces – Кладёте руки на голову и прыгаете строго вверх с двух ног сразу. При приземлении ноги сгибаем в коленях, так чтобы колены коснулись друг друга (получается нечто вроде буквы Y наоборот). Затем опять прыжок. Прыгать надо быстро. В остальных упражнениях прыгать так же необходимо быстро, если не сказано иначе. Кроме того, в этом упражнении необходимо следить за тем, чтобы пятки не касались пола. Прыжки только с носков. Reverse 17’s – Процесс: принять низкий старт и со всей силы рвануть вперед. Пробегаем выбранное вами расстояние (можно выбрать половину площадки) и обратно спиной вперёд. Расслабляться нельзя. Упражнение делается с максимальной скоростью. После этого упражнение повторяется. Количество повторений – восемь с половиной раз. Explosive step-ups – Берется высокая платформа, сантиметров 40-50. Например, стул. Упор на правую ногу, левая ставится на стул (можно наоборот, левая-правая). Затем прыжок вверх, в воздухе меняем ноги и приземляемся так, чтобы правая стала опорной, а левая оказалась на платформе. Повторяем упражнения с чередованием ног. Отталкиваться нужно только той ногой, которая стоит на возвышении. Slow calf-raises – медленные подъемы на носках. Упражнение делать на возвышении, чтобы пятки опускались довольно низко. По достижению высшей и нижшей точек задерживаемся на несколько секунд. Pushups – отжимания. Wall squats – прислоняемся спиной к стене. Между спиной и стеной примерно на уровне появницы зажимаем баскетбольный мяч. Выполняем приседание, не роняя мяч на землю. Когда бедра станут паралелльно полу задерживаемся в таком положении на 5 секунд. Get ups – выпрыгивания со стула. Садимся на стул, затем выпрыгивает вверх. После этого упражнение повторяется. Как обычно, не забываем про скорость. Выпрыгивать из сидячего положения нужно одним быстрым движением. Перед прыжком руки надо держать прямо перед собой (паралельно полу!). В момент прыжка руки тянутся вверх. Crunches – пресс. Упор лежа на спине. Колени согнуты. Руки на голове. На раз сжались в комочек, стараясь головой достать колени. Тяжёлая растяжка – Растягиваемся. 1 leg knee ups – встали на расстоянии вытянутой руки от стены. Боком к стене. Руку положили на стену. Левую ногу необходимо подогнуть и прыгать на правой строго вверх. Количество повторений в таблице. Затем поворачиваемся другим боком и прыгаем на другой ноге. Если в количестве повторений указана цифра 10, это значит, что 10 прыжков надо сделать и на той и на другой ноге. И ещё один момент: в момент прыжка с одной ноги, нужно бедро второй задирать как можно выше вверх так, чтобы угол между этим бедром и животом был примерно 90 градусов. Figure 8 crunches. Упор лежа на спине. Голова чуть приподнята. Взяли баскетбольный мячик в руку, подняли левую ногу провели его под левой ногой, опустили левую – подняли правой, подвели под правой. Одним словом, выписываем мячиком восьмерку между ногами. Делаем как можно дольше. Explosive calf raises – быстрые подъемы на носках. Square jumps – вообразили на полу квадрат. Точка #1 стартовая. Прыгаем вперед – на точку #2. Прыгаем боком на точку #3. Прыгаем спиной на точку #4. Прыгаем боком на точку #1. Сколько повторов в таблице, столько вам предстоит отпрыгать квадратов. Расстояние между точками – примерно полтора метра. Прыгать с точки на точку нужно быстро. Clap pushups – отжимания с хлопком в ладоши. 1-1-2 bounding – отталкиваемся с одной ноги вперед и вверх, приземляемся, отталкиваемся быстро с другой ноги в том же направлении, приземляемся, отталкиваемся с двух ног. Прыгаем, ориентировочно, через весь спортзал. High knee skips – прыжки вперёд с высоким подниманием бедра. Depth jumps – (прыжки в глубину). Встаем на стул. Спрыгиваем с него и моментально, как на пружине подпрыгиваем вверх. Повторяем процесс. После спрыгивания с возвышения на две ноги, нужно оттолкнуться не только перпендикулярно полу вверх, но и вперёд. Хотя, конечно, основной упор делается именно на прыжке вверх. Reverse depth jumps – тоже самое что и depth jumps, только прыгаем со стула спиной вперед. 1 leg depth jump – depth jumps на одной ноге. 10 повторов в подходе, значит 10 прыжков с каждой ноги. После спрыгивания с возвышения на одну из ног, в момент отталкивания от земли, бедро второй ноги нужно так же задирать вверх, как и в 1 leg knee ups так, чтобы бедро было перпендикулярно животу. Не забываем выпрыгивать немного вперёд, как в depth jumps.
После выполнения программы прыжок восстановится только через 5-7 дней после того, как отдохнут ноги. Перед началом выполнения желательно измерить свой вертикальный прыжок для того, чтобы наблюдать за результатами.
Программа
4 недели. Фундаментальная сила и подготовка
Как научиться хорошо играть в волейбол для начинающих
Волейбол считается одной из самых популярных игр, в него играют во многих странах мира. С помощью этой динамичной и увлекательной игры можно развить не только здоровое тело, но и логику, реакцию, способность продумывать действия на несколько шагов вперёд. Осталось только узнать основные правила, как играть в волейбол, с чего начать обучение и как стать отличным игроком за небольшой промежуток времени.
Техника игры в волейбол
Игра в волейбол проводится на площадке не менее 18х9 метров. В профессиональном спорте имеет значение даже высота сетки, через которую перекидывают мяч: для мужчин она составляет 2,43 метра, а для женщин – 2,24 м.
Ограничений по времени у игры нет, команды соревнуются до тех пор, пока одна из них не наберёт 25 очков.
Что касается волейбольного мяча, то он должен отвечать требованиям Международной федерации волейбола, состоять из натуральной или искусственной кожи, иметь окружность 65-67 см, вес 260-280 г и внутреннее давление 0,30-0,325 кг/см².
Что нужно знать новичкам о волейболе
Большинство из нас познакомились с волейболом в школе на уроках физкультуры, но кому-то уже в зрелом возрасте приходится учиться играть в волейбол с нуля.
Вот, какие правила и положения стоит знать любому дебютанту:
Каждая команда состоит не более чем из 14 человек, но непосредственное участие в игре принимают только 6. Вот, какие позиции существуют в волейболе: сеттер, наружный нападающий, нападающий слева, нападающий напротив, нападающий справа и либеро.
Цель команды – перебросить мяч через сеть в зону соперника таким образом, чтобы он коснулся пола. Как только это происходит, команде, которая произвела атаку, начисляется одно очко.
Право быть первым атакующим определяется при помощи жеребьёвки.
Игрок не может ловить мяч и удерживать его в руках, перемещение мяча происходит только за счёт отбивания. Если мяч коснётся другой части тела (стопы, головы и т.д.), то нарушением это не считается.
Один игрок не может два раза подряд дотрагиваться до мяча, только если он не ставит блок.
Начинающие спортсмены могут подавать мяч нижним приёмом, профессионалы же используют преимущественно верхний.
Матч начинающих волейболистов состоит из 3 партий, выигрывает та команда, которая одержала победу в 2 партиях из трёх.
Каждый игрок должен находиться на своей позиции, перемещение по часовой стрелке происходит после того, как команда заработает очко.
Во время игры нельзя нарушать границы поля. Если кто-то из спортсменов заступит за среднюю линию или выйдет за пределы поля, то команде-сопернику начисляют одно очко.
Подача мяча осуществляется со специально отведённого для этого места на поле и не позднее, чем через 8 секунд после свистка судьи. Если игрок подал мяч раньше свистка, то ему даётся право на ещё одну попытку.
Касаться верхнего края сетки запрещено.
В пределах одной команды мяч не должен задерживаться дольше, чем на 3 удара.
Во время матчей делаются перерывы на отдых и замену игроков. Каждая команда имеет право на 2 тайм-аута и 6 замен.
После сыгранной партии всем участникам даётся небольшой перерыв на 3 минуты. За это время игроки меняются площадками и определяют, кто какие позиции будет занимать на этот раз.
Напряжённая борьба происходит во время всего соревнования, т.к. мяч почти всё время находится в воздухе и игроки должны быть постоянно наготове, чтобы отбить его.
Одно из главных правил во время игры в волейбол – это уважение к членам своей команды и к соперникам. Агрессивное или враждебное отношение может привести к санкциям или даже дисквалификации игрока.
Амплуа игроков
Каждый игрок находится на площадке не просто так, у спортсмена есть своя задача, которую ему стоит выполнять, будучи на той или иной позиции.
Вот, какие роли игроков существуют в волейболе:
Позиция 1 – сзади с правой стороны. Её занимает подающий доигровщик. Этот спортсмен должен мастерски работать с мячом, применяя различные техники для подачи.
Позиция 2 – впереди с правой стороны. Эту позицию занимает диагональный игрок, который принимает на себя большинство подач. Такой спортсмен должен быть высоким, прыгучим и физически сильным.
Позиция 3 – спереди в середине. Здесь находится центральный блокирующий. Этот игрок принимает на себя низкие мячи, для этого ему нужна быстрая реакция.
Позиция 4 – спереди с левой стороны. Это доигровщик, который атакует с края сетки. Такой спортсмен должен предугадывать исход игры и брать на себя решающие броски. Доигровщику нужно обладать сильным ударом.
Позиция 5 – сзади с левой стороны. На этом месте находится связующий, ему принадлежит право второго удара после атаки конкурента. Для связующего важно так подать мяч нападающему, чтобы тот смог реализовать эффективный удар.
Позиция 6 – сзади в середине. Здесь стоит блокирующий. Как и диагональный игрок, он должен быть высоким, выносливым и сильным, чтобы блокировать удары.
Если участников в игре меньше шести, некоторые позиции могут оставаться свободными. Но подобный вариант возможен только в любительском матче.
Как научиться играть в волейбол
После того, как в теории изучены все правила, нужно задуматься о том, как научиться играть в волейбол на практике. Для результативной игры в первую очередь необходимо правильно стоять: ноги должны быть всегда полусогнуты, чтобы в любой момент быстро подпрыгнуть, и находиться на ширине плеч для большей мобильности игрока. Руки нужно держать перед собой, чтобы быстро среагировать и отбить мяч. Вес тела при этом переносится на носки.
Основные подачи для новичков
Подача – это костяк игры, именно с неё начинается матч или сет. Навык подачи – это первое, что осваивают начинающие волейболисты, ведь удачная атака может принести команде быстрые очки и даже скорректировать исход игры.
Подавать мяч можно с лицевой линии или любого другого места, но не выходя за линии боковых разметок. Новички чаще всего производят удар кулаком снизу или сбоку. Более опытные игроки и профессионалы выполняют удар в прыжке и с верхней подачей.
Приём и передача мяча
Как только со стороны одной из команд была произведена атака, их соперникам предстоит принять и передать мяч своим товарищам. Один и тот же игрок не может касаться мяча дважды, если только он не ставит блок, а мяч не должен коснуться рук игроков более чем 3 раза. То есть один игрок может передать мяч другому игроку из своей команды, а тот либо перебросит мяч через сетку, либо отдаст пас третьему товарищу, а он уже должен атаковать соперника. Если третий игрок дал пас четвёртому игроку или не смог произвести атаку, то конкурентам присуждается одно очко.
Правильная поза для принятия мяча – это стойка на полусогнутых ногах с вытянутыми кверху руками.
Достаточно в такой позе встать под мяч и вытолкнуть его руками в сторону противоположной команды или передать пас игроку своей команды.
Задача блокирующего игрока – подавить атаку соперника и не допустить удара мяча о пол на площадке своей команды.
Игрок блока находится у самой сетки. Он следит за всеми передвижениями мяча, пока тот находится в пределах противоположной стороны поля. Блокирующему игроку нужно вовремя сориентироваться и подбежать к тому месту, где предполагается атака противника, и отбить мяч. Принимать удар игрок может как из положения стоя, так и в прыжке над сеткой, главное – не задевать сетку руками. При этом касаться сетки запрещено даже ногами и туловищем, это тоже будет засчитано как ошибка и очко уйдёт на счёт соперника.
Существует несколько разновидностей блока:
Отличаются они между собой количеством участников, стоящих на блоке. Одиночный блок чаще встречается на школьных уроках физкультуры или в любительском спорте. Профессиональные соревнования в большинстве случаев проходят участием двух или трёх человек в этой позиции.
Для того, чтобы работать в паре или трио, нужно много тренироваться и быть с товарищем на одной волне. В противном случае можно ненароком травмировать друг друга в запале игры.
В блок обычно ставят самых высоких и прыгучих спортсменов, умеющих быстро реагировать и оценивать обстановку.
Нападение и пробивание защиты соперника
После того, как новичок научился принимать и передавать мяч своим товарищам, ему нужно освоить и технику нападения, без этого невозможно полноценно играть и привести к победе свою команду.
Атакующий удар осуществляется тогда, когда товарищ из команды подбрасывает мяч под сетку, при этом давая возможность другому волейболисту подпрыгнуть и отправить мяч на территории противника. Задача нападающего – уловить тот самый момент, когда мяч будет находиться в самой высокой точке над сеткой, подпрыгнуть и ударить ладонью по мячу в сторону соперников. При этом нужно постараться пробить блок противоположной команды или обойти его.
Нырки под мяч
Волейбол для начинающих таит в себе немало подводных камней. Одним из самых сложных приёмов является не подача или атака, а именно нырки под мяч. Нырки представляют собой отбивание мяча из положения лёжа. Как успешно отбить низко летящий мяч и при этом не разбить себе подбородок, локти и колени?
Сперва волейболисты-новички тренируются этой технике на гимнастических матах. Игрок должен научиться выталкивать своё тело, чтобы оно было параллельно полу. Ноги при этом должны быть согнуты, голова максимально поднята вверх, чтобы не приложиться подбородком об пол. Руки при этом максимально вытянуты по направлению к мячу, слегка сжаты в кулак и соединены вместе в районе тыльной стороны ладоней.
Чаще всего такой приём используется в мужском волейболе, но в любом случае на всех игроках должны быть защитные накладки на коленях, чтобы избежать травм и ушибов.
Упражнения для тренировки
Вряд ли у команд получится эффективная и интересная игра, если каждый из игроков не освоит хотя бы базовые навыки и не отработает несколько упражнений на совершенствование игровых движений.
Рассмотрим несколько простых упражнений на технику передачи мяча. Выполнять их лучше в спортивном зале, а не в домашних условиях.
Передача мяча над собой.
Передача мяча над собой после отскока от пола.
Передача мяча над собой с передвижением по территории игровой площадки.
Передача мяча в стену.
Передача мяча в стену с постепенным перемещением приставным шагов влево или вправо.
Чередование передачи мяча в стену и над собой.
Передача мяча из положении сидя на полу.
Передача мяча в стену после отскока от пола.
Передача мяча в стену в углу с чередованием то одной, то другой стороны.
Передача мяча в стену на уровне груди.
Расположиться под сеткой, осуществить передачу и, пробежав под сеткой, принять мяч на другой половине поля.
Тренировка в паре: один игрок бросает мяч своему партнёру с различными траекториями, задача второго игрока – отбить мяч с любой траектории, используя верхнюю, нижнюю подачу и нырок под мяч.
Выполнить передачу в прыжке друг другу.
Партнёры выполняют передачи, попеременно то увеличивая расстояние друг от друга на 10-12 метров, то сокращая дистанцию до 1,5-2 метров.
Один из партнёров выполняет бросок мяча таким образом, чтобы он наполовину не долетел до второго игрока, а тому необходимо подбежать к зоне падения мяча и осуществить удар, после чего быстро вернуться на свою исходную позицию.
Представленные в статье упражнения для волейбола носят комплексный (комбинированный) характер, т.е. они сочетают в себе задания, рассчитанные как на тактическую, так и на техническую подготовку волейболистов. Большинство комплексных упражнений выполняется поточно, без остановки, что повышает их интенсивность. Они достаточно эмоциональны.
Проводимые практически в игровых условиях эти упражнения для волейбола позволяют закрепить и проконтролировать навыки, приобретенные на тренировках, обнаружить ошибки и пробелы в физической, технической и тактической подготовке.
Упражнения на совершенствование приема и нападающего удара
Расположение занимающихся показано на рисунке.
Игрок зоны 3 выполняет передачу на нападающий удар поочередно, в зону 2, или 4, откуда производится атакующий удар по линии в зону 5, или 1, соответственно. Игроки, защищающие эти зоны, направляют мяч игроку зоны 6, который направляет мяч через сетку, игроку 3 и т. д.
Занимающиеся расположены, как показано на рисунке.
Игрок 4 доводит мяч до игрока 3, который делает передачу на нападающий удар в зону 4, откуда игрок 4 и наносит удар в одном из пяти вариантов:
1) удар по линии, где в защите играет игрок 1;
2) не сильный удар поверх блока по дугообразной траектории (“накат”) в район лицевой линии зоны 6, либо сильный удар по рукам блокирующих, с расчетом на то, что мяч отлетает в аут (в защите играет игрок 6);
3) “накат”, или сброс в зону 1, за игрока 1 (в защите играет игрок 6);
4) “накат”, или сброс в зону 6 (в защите играет игрок 6 или 1);
5) сброс за спину блокирующих (в защите играет игрок 1).
Необходимо следить за тем, чтобы защитники не начинали движение вперед раньше времени. Кроме того, нужно приучать защитников как можно раньше “ловить” взглядом руку нападающего, с целью предугадать его действия.
То же, что и предыдущее упражнение, но нападать со второго номера.
Расположение занимающихся показано на следующем рисунке.
Игрок зоны 1 выполняет нацеленную подачу в 4-ю зону. Игрок 4-й зоны посылает мяч в 3-ю зону верхней или нижней передачей (в зависимости от задания) и он же, после передачи, производит атакующий удар, преодолевая групповой блок игроков зон 2 и 3.
а) упражнение аналогично вышеприведенному, но подачу выполнять в зону 1, где располагаются нападающие, которые производят нападающий удар из зоны 2, преодолевая групповой блок;
б) в 1-й зоне располагается игрок для игры в защите, после выполнения нападающего удара;
в) после выполнения подачи игрок перемещается вперед для игры в защите; в последних двух вариантах играющему в защите ставят различные задачи, как например: выполнить 15 качественных приемов; защитить определенную площадь (очерченную мелом), т.е. не дать возможности приземлиться мячу в данной площади, независимо от способа и качества приема и т. д.;
г) данное упражнение можно проводить и как соревнование двух команд в составе 2-4 человек: одна команда атакует, вторая защищается, а затем поменять команды местами.
Исходное положение игроков представлено на рисунке.
Из 1-й зоны нацеленная подача в 6-ю зону. Игрок 6-й зоны принимает мяч и направляет в зону 3. Далее, игрок зоны 6 перемещается для выполнения нападающего удара или впереди игрока зоны 3, где он играет взлет, или позади связующего игрока, где он играет в нападении на укороченной передаче 1,5-2 м. Данное упражнение можно провести, расположив занимающихся при приеме мяча в 1-й зоне или в зоне 5.
Вариант выполнения: аналогично вышеприведенному, но расположить игроков дополнительно в зонах 2 и 4. После приема мяча – розыгрыш комбинаций тремя нападающими.
На одной половине площадки располагаются 6 человек для приема мяча. Оставшиеся игроки располагаются на месте подачи на другой половине площадки. Упражнение начинается с подачи. Команда, принимающая мяч, направляет его в зону для дальнейшего розыгрыша (в зависимости от системы игры команды в нападении) или сразу же для нападающего удара, с последующим выполнением нападающего удара.
Упражнение на двойной сетке (вторая сетка расположена над первой).
Занимающиеся находятся в зонах 3, 4, 5 и 6. Из зоны 6 передача в 3-ю зону, из зоны 3 передача на нападающий удар в зону 4, игрок зоны 4 выполняет нападающий удар в верхнюю сетку, игроки зон 5 или 6 поднимают отскочивший мяч и направляют в 3-ю зону и т. д. Упражнение можно выполнять и с другой стороны, задействовав игрока зоны 1.
Упражнения на совершенствование скидки
Упражнение направлено на совершенствование техники обманного удара (скидки) за блок (игроки 4), на развитие четкости и аккуратности игровых действий при страховке блокирующих (игроки 1), на совершенствование серии игровых действий связующего (передача для нападающего удара после постановки блока и перемещения) (игроки 3).
Исходное положение игроков показано на рисунке.
Игрок зоны 4 (с правой половины площадки) доводит мяч до связующего игрока 3, который делает передачу на нападающий удар в зону 4, откуда игрок зоны 4 выполняет обманный удар за блок. Страхующий игрок 1 (с левой половины площадки) после перемещения направляет мяч игроку 3, который выполняет передачу на нападающий удар игроку 4, который выполняет обманный удар за блок. Страхующий 1 направляет мяч игроку 3 и т.д.
Необходимо следить за тем, чтобы игроки 1 и 4 после совершения игровых действий возвращались на исходные позиции.
Упражнение направлено, главным образом, на совершенствование техники обманного удара (скидки) за блок и на совершенствование техники не сильного, но точного удара по дугообразной траектории («наката») со второй линии.
Положение игроков показано на рисунке.
Игрок 1 делает передачу на нападающий удар за 3-х метровую линию, в район зоны 6, где игрок 2 совершает удар через сетку, также в район шестой зоны. Игрок 3 принимает мяч и посылает его в 3-ю зону, или в зону 2 (в зависимости от системы розыгрыша). Затем следует передача на нападающий удар в 4-ю зону, где игрок 5 производит обманный удар за блок, который ставит игрок 1. Страхующий игрок 6 (его расположение – по усмотрению тренера) принимает мяч и доводит его игроку 1, а тот, в свою очередь, выполняет передачу игроку 2 для очередного нападающего удара и т. д.
Упражнения на совершенствование блокирования
Положение игроков показано на рисунке.
Мячи находятся у тренера, который направляет мяч в 3-ю зону, откуда совершается передача на нападающий удар во 2-ю зону, или 4-ю, поочередно, или же в любой последовательности (в зависимости от задания). Занимающиеся зон 4 и 2 выполняют атакующий удар, или обманный удар. Игроки 2-й, 3-й и 4-й зон на противоположной стороне организуют групповой блок, причем свободный от блока обязан страховать блокирующих.
Положение игроков представлено на рисунке.
Способом верхней передачи игрок 6-й зоны посылает мяч в зону 2 или 4. Нападающие зон 2 или 4 производят нападающий удар с преодолением одиночного блока, который выполняет переместившийся, соответственно, в зону 2 или 4 игрок зоны 3. Блок ставится зонный или ловящий, в зависимости от задания.
Другой вариант упражнения – когда в 4-й и 2-й зонах располагается по игроку, для организации группового блока.
Упражнение на развитие концентрации внимания и игровой собранности
Очень часто в волейболе встречаются ситуации, когда игроки (особенно юные волейболисты) максимально выкладываясь на таких сложных элементах игры, как прием мяча в падении, нападающий удар, блок и др., в простых ситуациях проявляют недостаточно внимания, сосредоточенности и собранности, что приводит к техническим ошибкам и проигрышам, казалось бы «простых» мячей. Поэтому, с моей точки зрения, в тренировке волейболистов необходимо использовать специальные, технически не сложные упражнения, направленные на развитие у занимающихся способности (привычки) отыгрывать любые (даже очень «простые») мячи с предельной концентрацией внимания, максимальной собранностью, четкостью и аккуратностью. Одно из таких упражнений и предлагается ниже.
Исходное положение занимающихся представлено на рисунке.
Игрок 4-й зоны доводит мяч до игрока зоны 3, который организует передачу на нападающий удар игроку 4, откуда тот не сильным, но точным ударом нападает по линии, в игрока 1 и уходит в «хвост» колонны. Игрок 1, приняв нападающий удар, доводит мяч игроку 2, который, в свою очередь, делает передачу на нападающий удар во 2-ю зону, где игрок 1 не сильным и точным ударом нападает по линии, в игрока 5 и также уходит в «хвост» колонны. Игрок 5, приняв нападающий удар, доводит мяч до игрока 3 и все повторяется. Упражнение выполняется на время, либо на определенное количество ударов, без потери мяча (например, 10).
Упражнение можно выполнять и вчетвером, и даже втроем. В этом случае игроки 1 и 4 после выполнения нападающего удара перемещаются к лицевой линии, в район зоны 1 и 5, соответственно, для игры в защите. А связующий игрок (при варианте с тремя игроками) перемещается под сеткой то на одну, то на другую сторону площадки.
Данное упражнение предполагает множество вариантов выполнения: нападающий удар совершается из зоны 2 по зоне 1, из зоны 3 по зоне 6, из зоны 3 по зоне 1, из зоны 4 по зоне 5, а обратно – из 2-й зоны по 6-й и т. д. Кроме того, можно выполнять нападающие удары со второй линии.
Представленные в статье упражнения для волейбола могут быть успешно включены в тренировку волейболистов для решения различных задач техники и тактики.
Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!
Разминочные и общефизические упражнения волейболистов
В данной статье мы рассмотрим разминку и ОФП (общефизическую подготовку), как неотъемлемую часть тренировки волейболиста. Несомненно, пред игровая разминка отличается от той, которую спортсмен выполняет во время тренировочных занятий, но мы не будем концентрироваться на каком либо из типов разминки, а поговорим о важности этого элемента в целом.
Первое о чем должен думать тренер – поддержание водного баланса организма спортсмена. Волейболист теряет значительное количество жидкости, что может привести к дегидратации организма и потере функциональности. Поддерживать баланс можно при помощи специальных подслащенных напитков или воды. Человеческое тело, как любой механизм, не может жить без подпитки. Помните, – без пищи человек может прожить 30 дней, а без воды всего 72 часа.
Второй немаловажный аспект – сбалансированное развитие атлета. Можно выделить 2 типа спортсменов, – функциональный и дисфункциональный. Функциональный спортсмен с одинаковой эффективностью двигается как вправо, так и влево, равномерно толкается с обеих ног, и равномерно координирует работу обеих сторон тела. У дисфункционального спортсмена одна сторона тела обычно более развита, чем вторая, одна нога сильнее другой, что приводит к нарушению осанки и вероятным травмам. Представьте спортсмена, который постоянно толкается с левой ноги и приземляется на левую ногу. Выполняя указания тренера он совершает тысячи прыжков, ударов, приземлений в результате чего, по прошествии времени, у спортсмена развивается диспропорция между двумя бедрами и двумя сторонами тела. Таким образом развиваются травмы, связанные с чрезмерной нагрузкой определенных частей тела, в результате чего спортсмен получает кучу привычных вывихов, растяжений бурситов, изношенности суставов и вынужден тренироваться через боль. Правильная осанка и пропорциональное развитие спортсмена с детских лет – должны быть приоритетом любого тренера.
Итак, представляем вашему вниманию основные разминочные и общефизические упражнения, способствующие гармоничному и сбалансированному развитию спортсмена. Данные упражнения необходимо выполнять ежедневно, индивидуально подбирая количество повторов.
КРУГОВЫЕ ВРАЩЕНИЯ РУК
Примите положение игрока в гольф, – стопы направлены вперед, спина прямая, руки перед собой, кисти сжаты, большие пальцы отставлены, как бы имитируя хват клюшки для гольфа. Выполняйте круговые вращения прямых рук, держа лопатки сведенными вместе. Сделайте 25 вращений вперед в таком положении, а затем 25 вращений с ладонями повернутыми вверх.
СВЕДЕНИЕ ЛОКТЕЙ
Кисти у висков, пальцы сжаты, большие пальцы отставлены (см рисунок). Отведите лопатки назад, а затем сведите локти движением вперед. Упражнение выполняйте на два счета. Следите за осанкой. Тело нужно держать прямо, как у модели на подиуме. Начните с 15 повторений.
ПОТЯГИВАНИЯ ВВЕРХ
Возьмите руки в замок, ладонями наружу. Поднимите руки над головой, ладонями вверх и потянитесь. Сделайте 5 глубоких, медленных вдохов.
СВЕДЕНИЕ ЛОПАТОК С УДЕРЖАНИЕМ ТЕЛА НА НОСКАХ
Встаньте на возвышение таким образом, чтобы вес тела удерживался на носках, а пятки свисали вниз. Сохраняя баланс, сведите лопатки вместе. 2 подхода по 15 повторов разогреют плечи и улучшат осанку.
ПОДЪЕМ БЕДРА С ПОДДЕРЖКОЙ
Лягте на пол. Угол расположения бедер и колен равен 90 градусам. Возьмите правую ногу и положите ее на левое бедро. Усилием мышц правой ноги, толкайте правое колено к стене. Обычно данное упражнение выполняется в течение 40 секунд на каждую ногу. Обратите внимание, что у большинства спортсменов одна сторона тела менее подвижна чем другая и они будут пытаться отрывать таз и бедра от пола компенсируя свою дисфункцию.
НАКЛОНЫ ВПЕРЕД
Ноги шире плеч, колени прямо, квадрицепсы напряжены (следите за тем, чтобы они были напряжены во время всего упражнения). Переплетите большие пальцы и вытяните ладони к полу. Задержитесь в таком положении на 20 секунд, затем перенесите руки к правой ноге, но пальцы держите направленными строго вперед. Задержитесь на 20 секунд и перенесите руки к левой ноге, а потом в центр. Мышцы бедра остаются напряженными все время. Спортсмены выполняющие это упражнение впервые, замечали, что ноги начинают заметно дрожать.
КОШЕЧКИ – СОБАЧКИ
Исходное положение – стойка на коленях и руках, руки расположены под плечами, колени сразу под бедрами. Колени должны находиться на ширине плеч. Мягко округлите спину, наклоняя голову вниз, затем медленно двигайтесь в обратном направлении, поднимая голову. Вы выполнили 1 повтор. Обычно выполняют 10 повторов.
ВЫПАД НА КОЛЕНО
Выставьте ногу согнутую в колене вперед. Сомкните руки и поставьте их на колено. Делайте выпады вперед, не допуская, чтобы выдвинутое вперед колено, двигалось дальше лодыжки. Почувствуйте напряжение в паху. Смените ноги. Оцените, насколько ровно держится спина во время выполнения данного упражнения. Выполняйте упражнение по 40 секунд на каждую ногу.
СКРУЧИВАНИЯ ЛЕЖА НА ПОЛУ
Обычно данное упражнение выполняется по 40 секунд на каждую сторону.
ПИРАМИДА
Исходное положение то же, что и при выполнении упражнения КОШЕЧКИ-СОБАЧКИ. Отожмитесь вверх и напрягите квадрицепсы, держа спину плоской. Первой вашей реакцией будет желание округлить плечи, а ваши ноги начнут дрожать. Гармонично развитому спортсмену будет достаточно легко удерживать кисти и ступни прижатыми к полу. Посмотрите, насколько просто это упражнение выполняют 10 летние дети. Удерживайте данное положение в течение минуты.
ВОЗДУШНАЯ СКАМЬЯ
Облокотитесь о стену, опустив таз ниже колен, как будто вы сидите на воображаемой скамье. Ноги на ширине плеч и расположены на таком расстоянии от стены, чтобы образовался угол 90 градусов (ступни дальше колен). Руки за головой. Вы не должны видеть носки своих кроссовок. Прижмите нижний и средний отделы спины к стене, чтобы прочувствовать работу квадрицепсов. Если почувствовали боль в коленях, – поднимите бедра немного вверх. Удерживайте данное положение в течение 2 -4 минут. При выполнении упражнение в первый раз, вы можете ощущать дрожь в ногах.
ГУСЕНИЦА
В данном упражнении вам необходимо сымитировать движение гусеницы. Выполняйте упражнения как показано на фотографиях и помните об осанке (спина должна быть плоской). Обычно достаточно выполнить 6 повторов. Исходное положение как на фото а), затем при помощи рук продвигайтесь вперед, пока не примете положение, изображенное на фото b). Держа руки прижатыми к полу, – примите исходное положение шагая ногами вперед. (фото с).
УПРАЖНЕНИЯ С БАРЬЕРАМИ
Потратьте 2-3 минуты на перемещения под и над барьерами для развития гибкости бедренного отдела.
Статья подготовлена по материалам книги The Volleyball Coaching Bible.
Комплекс упражнений для обучения игре в волейбол
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Комплекс упражнений для обучения игре в волейбол
Упражнения для обучения и совершенствования верхней передачи
1. Игрок выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой. Высота передачи – средняя и высокая: 1,5 и 2,5 м. Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений. Это является показателем правильного выполнения задания.
2. Игрок выполняет одну за другой передачи над собой, делая хлопок ладонями за спиной между передачами. Передача при этом должна быть достаточно высокой.
3. Во время ходьбы игрок выполняет передачи вверх–вперед над собой.
4. Игрок бросает мяч вперед–вверх, бежит вслед за мячом и выполняет передачу над собой.
5. То же, передачу выполняет партнеру.
6. Игрок передачей направляет мяч в стенку многократно. Неточности в передачах создают игроку дополнительные трудности. Таким образом он приучается к точности выполняемых действий. Расстояние игрока от стены составляет 2,5–3 метра.
7. То же, при этом меняется поочередно высота передачи.
8. Игрок выполняет две передачи: первую в направлении стенки, вторую над собой после отскока мяча от стенки.
9. Игроки стоят в двух шеренгах. Расстояние между игроками 5–6 м. Игроки в парах выполняют передачу мяча, стараясь точно передать его друг другу.
10. То же, игроки выполняют обоюдные передачи по трем различным траекториям: высокой, средней и низкой. (Необходимо установить определенную последовательность.)
11. Принимая мяч от тренера (расстояние 5–6 м), каждый игрок выполняет две передачи: над собой и по направлению к партнеру. (Занимающимся необходимо знать различие в положении кистей и предплечий для выполнения первой и второй передачи.)
12. Начинает упражнение игрок с мячом, направляя мяч вправо, влево и перед собой. Партнер должен определить направление передачи и, быстро подойдя к мячу, направить его точно обратно. (После 12–15 передач игроки меняются ролями.)
13. Расстояние между игроками 7–8 м. У каждого игрока мяч, одновременно по высокой траектории игроки выполняют передачи друг другу (необходимо стремиться, чтобы упражнение выполнялось непрерывно).
14. Расстояние то же. Игрок с мячом стоит спиной к партнеру, выполняет передачу над собой, затем поворот на 180° и следующую передачу выполняет на партнера, партнер сразу же возвращает мяч обратно. (После 12–14 передач игроки меняются местами.)
15. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии 9 метров. Игрок с мячом направляет мяч на 2–3 м, затем догоняет и делает пас партнеру, а сам возвращается на исходную позицию. Второй игрок выполняет то же самое. (Количество передач 10–15.)
16. Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу. Затем игроки увеличивают или сокращают расстояние (упражнение выполняют 2 мин).
17. Расстояние между игроками 5–6 м. Игрок с мячом выполняет передачу над собой на высоту 3–4 м, затем в прыжке отдает партнеру, другой игрок выполняет то же (всего 10–15 передач).
18. игроки по трое стоят в зонах 2, 4, 6. Впереди стоящий игрок зоны 6 держит мяч, он начинает упражнение, посылая мяч передачей в направлении игрока зоны 2. Упражнение выполняется и в том случае, когда направление передач и перемещений игроков меняется на обратное.
19. Передача мяча из глубины площадки после перемещения. Группа игроков из 3–4 человек стоит в первой зоне, один игрок с мячом во 2-й зоне выполняет передачу на первого игрока 1-й зоны, затем этот игрок перемещается в 6-ю зону, куда направлена следующая передача от пасующего из 2-й зоны, а далее из 4-й зоны, затем первый игрок из группы возвращается в 1-ю зону и встает в конце группы и т.д.
20. Игроки поочередно передают мяч друг другу, после чего перемещаются, чтобы занять место в конце соседней группы (перемещение по часовой стрелке). Группы игроков стоят по 2–3 человека условно в углах треугольника или прямоугольника.
21. Передача мяча вдоль сетки. Шесть игроков с обеих сторон сетки располагаются группами по три человека в 1-й и 5-й зонах. Игроки из 5-й зоны выходят, делают передачу вдоль сетки, затем «нырнув» под сетку, перемещаясь, занимают позицию в конце противоположной колонны игроков, а игроки из 1-й зоны перемещаются аналогично навстречу (выполняется 5–6 мин).
Упражнения для обучения и совершенствования нижней передачи и приема мяча снизу
1. Прием мяча снизу – мяч набрасывает партнер (расстояние 2–3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10–15 м).
2. У стенки: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение рук незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.
3. Бросить мяч вверх–вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока 10–15 раз.
4. Прием мяча снизу в движении по периметру волейбольной площадки, мяч не ниже 1,5–2 м.
5. Игрок с мячом стоит у сетки, партнер на расстоянии 6–7 м. Первый игрок набрасывает мяч, второй отбивает, подсаживаясь приемом снизу, 10–15 раз, затем игроки меняются местами.
6. То же, только игрок, стоящий у сетки, выполняет верхнюю передачу точно на партнера.
7. То же, только игрок, стоящий у сетки, направляет мяч в сторону партнера обычным ударом.
8. Два игрока стоят с мячами у сетки. Поочередно они посылают их произвольным способом перед собой. Игрок 6-й зоны должен выполнить перемещение вправо, затем влево (и т.д.) и каждый раз передавать мяч снизу к сетке. После 5–6 таких передач его место занимает следующий игрок 6-й зоны. Упражнение повторяется.
9. Игрок 3-й зоны, имея два мяча, посылает поочередно их произвольным способом игрокам 6-й зоны, в пределы площадки, каждый из которых направляет мяч нижним способом в 3-ю зону. Направление передач определяет преподаватель.
10. Прием подачи в 6-й зоне у линии нападения и передача в 3-ю зону.
11. Прием подачи в зонах 6, 5, 1 у линии нападения и первая передача в зоны 2, 4.
12. В парах – подача верхняя прямая и прием мяча. Расстояние между занимающимися 8–10 м.
13. То же через сетку.
Следует отметить, что навык приема подачи формируется гораздо успешнее, если вначале применять подачу нижнюю прямую. Занимающиеся овладевают навыками нижней подачи сравнительно быстро и делают меньше ошибок (потерь подачи). Кроме того, нижней подачей мяч можно послать точно, что в упражнениях по приему подачи имеет особое значение.
Упражнения для обучения и совершенствования техники нападающего удара
1. Обучение ритму разбега, отталкивания и прыжка, прыжок вверх с разбега один, два, три шага.
2. Удары кистью по мячу – стоя на месте, у стены, в паре.
3. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу.
4. Удары через сетку после разбега в два, три шага с подбрасыванием мяча преподавателем.
5. Прямой нападающий удар с разбега в три шага из 4-й зоны, а затем из 2-й зоны. Высота мяча 1,5–2 м.
6. Прямой нападающий удар с передачи партнера, стоящего в 3-й зоне.
7. Нападающий удар в парах со своего подбрасывания.
8. То же с передачи партнера.
9. Нападающие удары с обеих сторон с передачи пасующего.
10. Каждый нападающий, имея три мяча, выполняет с передачи связующего нападающий удар в зоны 1, 6, 5 (из исходного положения в зонах 4, 2).
11. Выполнение удара с заниженной, короткой передачи.
Упражнения для обучения и совершенствования техники блокирования
1. Прыжки у сетки с имитацией блокирования на месте 15–20 раз.
2. То же с одного шага 15–20 раз.
3. То же с разбегом от линии нападения 10–15 раз.
4. Прыжки вдоль сетки на каждый приставной шаг с имитацией одиночного блока.
5. Имитация блока в 2, 3, 4 зонах, перемещение вдоль сетки с крестным шагом.
6. Упражнение в парах, игроки стоят по разные стороны сетки, игрок с мячом выпрыгивает и бросает мяч сверху вниз двумя руками: влево, вправо, вперед, а другой, блокирующий, выпрыгивает и закрывает ход движения мяча.
7. Блокирующий стоит в зоне 2 (3, 4), а игроки группы выполняют поочередно нападающие удары по ходу из зоны 4 (3, 2) с противоположной стороны сетки.
При блокировании, особенно двойном, необходимо больше обращать внимание на четкость перемещения. Во время двойного блокирования важно, чтобы игроки не мешали друг другу, действовали согласованно при перемещении и непосредственно в прыжке.
Упражнения для обучения и совершенствования техники подач
1. Освоение подброса мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на высоту 60–80 см и дать упасть на пол 15–20 раз.
2. Освоение ударного движения. Прямой рукой игрок сбивает мяч с ладони выпрямленной на уровне пояса левой руки – для прямой нижней подачи; сбивание мяча, расположенного на пальцах выпрямленной вперед–вверх левой руки – для прямой верхней подачи.
3. Игрок принимает стойку готовности в 6 метрах от сетки, мяч на ладони левой руки – правой рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой руки перебить через сетку.
4. Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадки.
5. Подачи в правую, левую половины площадки.
6. Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.
7. Подачи мяча, чередуя различные способы (снизу, сверху).
8. Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.
9. Подачи на силу – верхняя прямая и боковая.
1. Клещев Ю. Н. Волейбол. – М.: ФИС, 1983.
2. Железняк Ю. Д. и др. Массовый волейбол. – Ташкент, 1994.
3. Фурманов А. Г., Болдырев Д. М. Волейбол. – М.: ФИС, 1983.
4. Эйнгорн А., Мацудайра Я. Так побеждать. – СПб.: МП РИЦ.
5. Фидлер М. Волейбол: Пер. с нем. – М.: ФИС, 1972.
6. Эйнгорн А. 500 упражнений для волейболистов. – М.: ФИС, 1959.
7. Оинума С. Уроки волейбола. – М.: ФИС, 1985.
8. Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов О. С. Подготовка юных волейболистов. – М.: ФИС, 1967.
9. Айриянц А. Г. Волейбол: Учеб. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: ФИС, 1975.
Комплекс упражнений для обучения игре в волейбол учебно-методический материал на тему
Упражнения для обучения и совершенствования верхней передачи
1. Игрок выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой. Высота передачи – средняя и высокая: 1,5 и 2,5 м. Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений. Это является показателем правильного выполнения задания.
2. Игрок выполняет одну за другой передачи над собой, делая хлопок ладонями за спиной между передачами. Передача при этом должна быть достаточно высокой.
3. Во время ходьбы игрок выполняет передачи вверх–вперед над собой.
4. Игрок бросает мяч вперед–вверх, бежит вслед за мячом и выполняет передачу над собой.
5. То же, передачу выполняет партнеру.
6. Игрок передачей направляет мяч в стенку многократно. Неточности в передачах создают игроку дополнительные трудности. Таким образом он приучается к точности выполняемых действий. Расстояние игрока от стены составляет 2,5–3 метра.
7. То же, при этом меняется поочередно высота передачи.
8. Игрок выполняет две передачи: первую в направлении стенки, вторую над собой после отскока мяча от стенки.
9. Игроки стоят в двух шеренгах. Расстояние между игроками 5–6 м. Игроки в парах выполняют передачу мяча, стараясь точно передать его друг другу.
10. То же, игроки выполняют обоюдные передачи по трем различным траекториям: высокой, средней и низкой. (Необходимо установить определенную последовательность.)
11. Принимая мяч от тренера (расстояние 5–6 м), каждый игрок выполняет две передачи: над собой и по направлению к партнеру. (Занимающимся необходимо знать различие в положении кистей и предплечий для выполнения первой и второй передачи.)
12. Начинает упражнение игрок с мячом, направляя мяч вправо, влево и перед собой. Партнер должен определить направление передачи и, быстро подойдя к мячу, направить его точно обратно. (После 12–15 передач игроки меняются ролями.)
13. Расстояние между игроками 7–8 м. У каждого игрока мяч, одновременно по высокой траектории игроки выполняют передачи друг другу (необходимо стремиться, чтобы упражнение выполнялось непрерывно).
14. Расстояние то же. Игрок с мячом стоит спиной к партнеру, выполняет передачу над собой, затем поворот на 180° и следующую передачу выполняет на партнера, партнер сразу же возвращает мяч обратно. (После 12–14 передач игроки меняются местами.)
15. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии 9 метров. Игрок с мячом направляет мяч на 2–3 м, затем догоняет и делает пас партнеру, а сам возвращается на исходную позицию. Второй игрок выполняет то же самое. (Количество передач 10–15.)
16. Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу. Затем игроки увеличивают или сокращают расстояние (упражнение выполняют 2 мин).
17. Расстояние между игроками 5–6 м. Игрок с мячом выполняет передачу над собой на высоту 3–4 м, затем в прыжке отдает партнеру, другой игрок выполняет то же (всего 10–15 передач).
18. игроки по трое стоят в зонах 2, 4, 6. Впереди стоящий игрок зоны 6 держит мяч, он начинает упражнение, посылая мяч передачей в направлении игрока зоны 2. Упражнение выполняется и в том случае, когда направление передач и перемещений игроков меняется на обратное.
19. Передача мяча из глубины площадки после перемещения. Группа игроков из 3–4 человек стоит в первой зоне, один игрок с мячом во 2-й зоне выполняет передачу на первого игрока 1-й зоны, затем этот игрок перемещается в 6-ю зону, куда направлена следующая передача от пасующего из 2-й зоны, а далее из 4-й зоны, затем первый игрок из группы возвращается в 1-ю зону и встает в конце группы и т.д.
20. Игроки поочередно передают мяч друг другу, после чего перемещаются, чтобы занять место в конце соседней группы (перемещение по часовой стрелке). Группы игроков стоят по 2–3 человека условно в углах треугольника или прямоугольника.
21. Передача мяча вдоль сетки. Шесть игроков с обеих сторон сетки располагаются группами по три человека в 1-й и 5-й зонах. Игроки из 5-й зоны выходят, делают передачу вдоль сетки, затем «нырнув» под сетку, перемещаясь, занимают позицию в конце противоположной колонны игроков, а игроки из 1-й зоны перемещаются аналогично навстречу (выполняется 5–6 мин).
Упражнения для обучения и совершенствования нижней передачи и приема мяча снизу
1. Прием мяча снизу – мяч набрасывает партнер (расстояние 2–3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10–15 м).
2. У стенки: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение рук незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.
3. Бросить мяч вверх–вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока 10–15 раз.
4. Прием мяча снизу в движении по периметру волейбольной площадки, мяч не ниже 1,5–2 м.
5. Игрок с мячом стоит у сетки, партнер на расстоянии 6–7 м. Первый игрок набрасывает мяч, второй отбивает, подсаживаясь приемом снизу, 10–15 раз, затем игроки меняются местами.
6. То же, только игрок, стоящий у сетки, выполняет верхнюю передачу точно на партнера.
7. То же, только игрок, стоящий у сетки, направляет мяч в сторону партнера обычным ударом.
8. Два игрока стоят с мячами у сетки. Поочередно они посылают их произвольным способом перед собой. Игрок 6-й зоны должен выполнить перемещение вправо, затем влево (и т.д.) и каждый раз передавать мяч снизу к сетке. После 5–6 таких передач его место занимает следующий игрок 6-й зоны. Упражнение повторяется.
9. Игрок 3-й зоны, имея два мяча, посылает поочередно их произвольным способом игрокам 6-й зоны, в пределы площадки, каждый из которых направляет мяч нижним способом в 3-ю зону. Направление передач определяет преподаватель.
10. Прием подачи в 6-й зоне у линии нападения и передача в 3-ю зону.
11. Прием подачи в зонах 6, 5, 1 у линии нападения и первая передача в зоны 2, 4.
12. В парах – подача верхняя прямая и прием мяча. Расстояние между занимающимися 8–10 м.
13. То же через сетку.
Следует отметить, что навык приема подачи формируется гораздо успешнее, если вначале применять подачу нижнюю прямую. Занимающиеся овладевают навыками нижней подачи сравнительно быстро и делают меньше ошибок (потерь подачи). Кроме того, нижней подачей мяч можно послать точно, что в упражнениях по приему подачи имеет особое значение.
Упражнения для обучения и совершенствования техники нападающего удара
1. Обучение ритму разбега, отталкивания и прыжка, прыжок вверх с разбега один, два, три шага.
2. Удары кистью по мячу – стоя на месте, у стены, в паре.
3. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу.
4. Удары через сетку после разбега в два, три шага с подбрасыванием мяча преподавателем.
5. Прямой нападающий удар с разбега в три шага из 4-й зоны, а затем из 2-й зоны. Высота мяча 1,5–2 м.
6. Прямой нападающий удар с передачи партнера, стоящего в 3-й зоне.
7. Нападающий удар в парах со своего подбрасывания.
8. То же с передачи партнера.
9. Нападающие удары с обеих сторон с передачи пасующего.
10. Каждый нападающий, имея три мяча, выполняет с передачи связующего нападающий удар в зоны 1, 6, 5 (из исходного положения в зонах 4, 2).
11. Выполнение удара с заниженной, короткой передачи.
Упражнения для обучения и совершенствования техники блокирования
1. Прыжки у сетки с имитацией блокирования на месте 15–20 раз.
2. То же с одного шага 15–20 раз.
3. То же с разбегом от линии нападения 10–15 раз.
4. Прыжки вдоль сетки на каждый приставной шаг с имитацией одиночного блока.
5. Имитация блока в 2, 3, 4 зонах, перемещение вдоль сетки с крестным шагом.
6. Упражнение в парах, игроки стоят по разные стороны сетки, игрок с мячом выпрыгивает и бросает мяч сверху вниз двумя руками: влево, вправо, вперед, а другой, блокирующий, выпрыгивает и закрывает ход движения мяча.
7. Блокирующий стоит в зоне 2 (3, 4), а игроки группы выполняют поочередно нападающие удары по ходу из зоны 4 (3, 2) с противоположной стороны сетки.
При блокировании, особенно двойном, необходимо больше обращать внимание на четкость перемещения. Во время двойного блокирования важно, чтобы игроки не мешали друг другу, действовали согласованно при перемещении и непосредственно в прыжке.
Упражнения для обучения и совершенствования техники подач
1. Освоение подброса мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на высоту 60–80 см и дать упасть на пол 15–20 раз.
2. Освоение ударного движения. Прямой рукой игрок сбивает мяч с ладони выпрямленной на уровне пояса левой руки – для прямой нижней подачи; сбивание мяча, расположенного на пальцах выпрямленной вперед–вверх левой руки – для прямой верхней подачи.
3. Игрок принимает стойку готовности в 6 метрах от сетки, мяч на ладони левой руки – правой рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой руки перебить через сетку.
4. Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадки.
5. Подачи в правую, левую половины площадки.
6. Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.
7. Подачи мяча, чередуя различные способы (снизу, сверху).
8. Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.
9. Подачи на силу – верхняя прямая и боковая.
1. Клещев Ю. Н. Волейбол. – М.: ФИС, 1983.
2. Железняк Ю. Д. и др. Массовый волейбол. – Ташкент, 1994.
3. Фурманов А. Г., Болдырев Д. М. Волейбол. – М.: ФИС, 1983.
4. Эйнгорн А., Мацудайра Я. Так побеждать. – СПб.: МП РИЦ.
5. Фидлер М. Волейбол: Пер. с нем. – М.: ФИС, 1972.
6. Эйнгорн А. 500 упражнений для волейболистов. – М.: ФИС, 1959.
7. Оинума С. Уроки волейбола. – М.: ФИС, 1985.
8. Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов О. С. Подготовка юных волейболистов. – М.: ФИС, 1967.
9. Айриянц А. Г. Волейбол: Учеб. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: ФИС, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет.
Проблемы в обучении чтению дошкольников и пути их разрешения.
В данной разработке написано с помощью каких подвижных игр можно научиться играть в волейбол на начальном этапе,и какие качества они развивают.
Тема: «Комплекс упражнений на гибкость. Игра «Змейка»».Класс: 2Цель: Обучить ОРУ на гибкость и изучить новую подвижную игру.Задачи: 1. Образовательная: совершенствовать т.
Комплекс упражнений использыемых при обучении нападающего удара и приема мяча от нападающего удара.
В данной статье приводятся эффективные упражнения для активации эмоциональности в диалогах на уроках английского языка в 11 классах среднеобразовательных школ.