Тренирующий эффект физических упражнений обусловлен
Fitnesscity56.ru

Спортивный портал

Тренирующий эффект физических упражнений обусловлен

Тренирующий эффект физических упражнений обусловлен

Физическая нагрузка – это величина воздействия физических упражнений на человека, которая сопровождается повышенным, относительно покоя, уровнем функционирования организма.

Различают внутреннюю и внешнюю стороны нагрузки. Внутренняя характеризуется морфо-функциональными изменениями в организме под воздействием нагрузки. Внешняя – определяется количественной характеристикой выполняемой работы (интенсивность и объем).

Нагрузка бывает стандартной и переменной. Первая одинакова по своим внешним параметрам в каждый момент времени, а вторая меняется по ходу выполнения упражнения.

Эффект нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью.

Объем нагрузки – это длительность воздействия нагрузки на организм человека.

Интенсивность – это сила воздействия нагрузки, характеризуемая напряженностью функций, разовой величиной усилий и т.п.

Общая нагрузка нескольких физических упражнений (или занятий в целом) может быть определена, соответственно, по интегральным характеристикам ее объема и интенсивности в отдельных упражнений (или занятиях). Между показателями объема и интенсивности нагрузки существуют обратно пропорциональные отношения.

Нагрузка может иметь непрерывный и прерывный характер. В первом случае при выполнении упражнения отсутствуют интервалы отдыха, во втором – между повторениями упражнения имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека. В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения, различают следующие виды интервалов отдыха:

Жесткий – интервал при котором очередная часть нагрузки приходится на период недовостановленного состояния организма. Такой интервал отдыха приме­няется при развитии разных видов выносливости. Вместе с тем следует учитывать, что неадек­ватные индивидуальным возможностям нагрузки в этом режиме могут при­вести к истощению организма.

Относительно полный (ординарный) – интервал, который гарантирует к моменту очередной части нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня.

Полный интервал – при котором оперативная работоспособность волнообраз­но возвращается к исходной.

Суперкомпенсаторный (экстремальный) – интервал, при котором очередная часть нагрузки совпадает с фазой повышенной работоспособности (фазой суперкомпенсации).

Отдых может быть активным, пассивным или комбинированным.

Активный отдых – выполнение в паузах между упражнениями тех же или других упражнений со сниженной интенсивностью.

Пассивный отдых – относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности.

Комбинированный отдых – объединение в одной паузе отдыха активной и пассивной его организации.

Эффекты воздействия физических упражнений. Двигательная деятельность сопровождается целым рядом про­цессов и явлений в организме и психике человека, которые можно обоб­щенно обозначить как срочный (ближайший) двигательный эф­фект.

Срочный двигательный эффект наблюдается непосредственно в процессе выполнения упражнения или занятия. Проявляется он в изменении функ­циональной деятельности организма, в перестройке координации движений, в активизации целого ряда процессов и явлений (биохимичес­ких, физиологических, психических, интеллектуальных и др.), в достижении определенного смыслового результата выполняемой работы (решение двигатель­ной задачи, создание продукта деятельности и т. д.).

По прекращении двигательной деятельности ее эффект не ис­чезает. Некоторое время сохраняются остаточные явления тех про­цессов, которые вызвала двигательная деятельность, т. е. следовой (текущий) двигательный эффект.

При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, супер­компенсаторную и редукционную фазы (рис. 2.1.).

В фазе относительной нормализации следовой эффект упраж­нения характеризуется развертыванием восстановительных про­цессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспо­собности до исходного уровня.

Рис. 2.1. Динамика оперативной работоспособности во время

нагрузки и в период отдыха (схема).

1 – фаза врабатывания;

2 – фаза устойчивой оперативной работоспособности;

3 – фаза снижения оперативной работоспособности (утомления);

4 – фаза относительной нормализации оперативной работоспособности (восстановления);

5 – фаза повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации);

6 – редукционная фаза (снижение оперативной работоспособности до исходного уровня.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компен­сации их «с избытком», превышении уровня оперативной рабо­тоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие заня­тия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпен­саторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих.

В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражне­ний — кумулятивный эффект. Он является, таким образом, общим результатом интеграции (соединения) следовых эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различ­ных упражнений).

Кумулятивный эффект упражнений лежит в основе повышения уровня тренированности, сохранении и дальнейшем улуч­шении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. След­ствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.

В зависи­мости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, вы­деляют четыре основных варианта построения занятия (рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Динамика оперативной работоспособности в зависимости от продолжительности отдыха (схема)

А – повторное выполнение нагрузки в фазе недовосстановления оперативной работоспособности.

Б – повторное выполнение нагрузки в фазе относительно полного восстановления оперативной работоспособности.

В – повторное выполнение нагрузки в фазе повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации).

Г – повторное выполнение нагрузки в фазе полного восстановления оперативной работоспособности.

Первый вариант используется при двух – трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммар­ного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при развитии выносливости.

Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в пе­риод относительно полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.

В третьем варианте предусматривается использование суперкомпен­саторного типа интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последу­ющей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.

Четвертый вариант предусматривает проведение последующего заня­тия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы преды­дущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия ис­пользуется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздорови­тельный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.

Тренирующий эффект физической нагрузки

Занимаясь физическими упражнениями, человек преследует определен­ные цели. Как правило, ими являются повышение физической тренированно­сти, или другие, не менее значимые.

Для каждого человека существуют различные уровни двигательной ак­тивности, необходимые для нормального развития и функционирования ор­ганизма и сохранения здоровья. Например, минимальный уровень позволяет всего лишь поддерживать функциональное состояние организма. Снижение двигательной активности ниже этого уровня способствует появлению отри­цательных явлений, вплоть до болезней. В свою очередь максимальный уро­вень является пределом, выше которого не целесообразно повышать физиче­скую нагрузку, так как это может вызвать перенапряжение.

В то же время наиболее целесообразно выбрать оптимальную двигатель­ную активность, которая обеспечивает развитие и совершенствование раз­личных процессов жизнедеятельности, поддержание и укрепление здоровья и хорошего самочувствия, компенсацию возрастных изменений в организме. Максимальную двигательная активность в самостоятельных занятиях не ре­комендуется использовать, если вы, конечно, не готовитесь к соревнованиям. Оптимальным уровнем двигательной активности считается тот, который обеспечивает тренирующий эффект.

Представленные уровни двигательной активности зависят от предшест­вующей тренированности человека. Поэтому в процессе занятий необходимо увеличение объема двигательной работы, чтобы выйти на новый оптимальный уровень, позволяющий достичь тренирующего эффекта. Следовательно, постепенное увеличение нагрузки является одним из основных методов тре­нировки.

Исследователи спортивной тренировки выделяют несколько уровней физической нагрузки, которые решают различные задачи:

1. Чрезмерная нагрузка, превышающая функциональные возможности организма и приводящая к перенапряжению и возможным нарушениям в жизнедеятельности человека.

2. Тренирующая нагрузка, обеспечивающая положительные изменения в организме и способствующая его развитию.

3. Поддерживающая нагрузка, позволяющая избежать детренированно­сти организма, но не вызывающая его функционального развития.

4. Восстанавливающая нагрузка, направленная в основном на при веде­ние организма к исходному состоянию после значительных нагрузок.

5. Незначительная нагрузка, не вызывающая никаких изменений в орга­низме.

В самостоятельных занятиях из всего многообразия нагрузок необходи­мо учитывать в большей степени тренирующую и поддерживающую нагруз­ку, так как именно они решают основные задачи предполагаемой трениров­ки.

Главными характеристиками нагрузки выступают объем и интенсивность. Объем нагрузки – это общее количество выполненной работы или об­щий расход энергии. Для более упрощенного толкования допускается харак­теризовать объем, например, общей пройденной дистанцией, временем вы­полнения упражнений, числом повторений и т. п.

Под интенсивностью нагрузки понимается отношение объема к единице времени. Для определения интенсивности могут быть использованы все ха­рактеристики объема, если их можно выразить в отношении к времени дей­ствия нагрузки. Интенсивность можно представить в виде мощности работы, скорости передвижения, частоты упражнений и т. д. Нередко интенсивность работы выражается в процентах от максимального потребления кислорода или пульсового резерва (пульсовой резерв – разница между максимальным увеличением ЧСС при нагрузке и пульсом в покое). В этих случаях за 100% принимается мощность работы, при которой достигается максимальное по­требление кислорода или наивысшая частота сердечных сокращений. Таким образом, интенсивность нагрузки будет рассчитана не в абсолютных значе­ниях, а индивидуальных, применительно к возможностям конкретного чело­века.

Читать еще:  Упражнения для красивых ягодиц

Объем и интенсивность нагрузки являются противоположностью друг другу. Например, нагрузка предельной интенсивности может быть только при небольшом ее объеме. В случае выполнения значительного объема ин­тенсивность должна быть незначительной. В самостоятельных занятиях чаще всего руководствуются продолжительностью мышечной работы, но, не забы­вая при этом об интенсивности.

В специальной литературе рекомендуется следующая интенсивность на­грузки: 50-85% от максимального потребления кислорода или 60-90% пуль­сового резерва, а продолжительность – от 15 до 60 мин. всегда необходимо помнить, что лучших результатов достигает тот, кто соизмеряет физические нагрузки с физическими возможностями своего организма.

Самостоятельные занятия будут давать положительные результаты толь­ко в случае правильного определения нагрузки. Так, например, оздорови­тельный эффект отмечается при использовании тренировочных нагрузок, сбалансированных по направленности воздействия мощности (интенсивно­сти) и продолжительности в соответствии с индивидуальными особенностя­ми организма.

В физиологии существует положение о силе раздражения в ответ на фи­зическую нагрузку, а это и является основным в учете индивидуальных осо­бенностей человека. Данная специфика позволяет рассматривать трениро­вочную нагрузку в зависимости от силы ответной реакции организма. Суще­ствует несколько форм проявления ответных действий. Незначительная тренировочная нагрузка вызывает небольшое раздражение и соответственно эффект будет незначительный. Чрезмерная же сила нагрузки способствует сильному раздражителю, что может вызвать отрицательный эффект, характе­ризующийся снижением работоспособности.

Представленное выше положение предусматривает учитывать индиви­дуальные уровни физической работоспособности для определения необхо­димой нагрузки. Для человека, самостоятельно занимающегося каким-либо видом спорта, можно рекомендовать следующие показатели состояния орга­низма: частота сердечных сокращений (ЧСС), подсчитанная утром в положе­нии сидя сразу после сна. Если ее значения ниже 50 уд/мин, то это отличная работоспособность. ЧСС от 50 до 65 уд/мин характеризуется хорошей рабо­тоспособностью, от 65 до 75 – средней работоспособностью, а выше 75 уд/мин – слабой работоспособностью. У женщин эти показатели примерно на 5 уд/мин выше.

Тот или иной уровень физической работоспособности позволяет исполь­зовать дифференцированные программы самостоятельных занятий. Повыше­ние уровня физической работоспособности будет свидетельствовать, во-­первых, о правильности выбранных нагрузок, а, во-вторых, о необходимости перехода к другой более совершенной программе.

В свое время известный специалист в области использования оздорови­тельных проектов К. Купер рекомендовал «золотое правило» для всех программ оздоровительной физической культуры[3]. Оно состоит в том, что если занимающемуся сложно следовать системе повышения нагрузок, то в этом случае рекомендуется по необходимости оставаться на одном уровне трени­ровочной нагрузки до тех пор, пока не будет возможным ее дальнейшее повышение.

Выше изложенный материал позволяет выдвинуть предположение, что дозирование нагрузки – это не только определение ее допустимого предела, но также установление минимального порогового уровня нагрузки, которая производит тренирующий эффект.

Выбор правильной нагрузки обеспечивает помимо всего прочего желание заниматься не кратковременно, а длительное время, почти всю свою жизнь. Чрезмерная нагрузки, особенно для новичков формирует отвращение к занятиям, неприятные и болезненные ощущения. Критерием правильно до­зированной нагрузки можно считать хорошее самочувствие, нормальный сон, удовольствие от мышечной активности, так называемую «мышечную радость» и желание заниматься.

Чтобы избежать негативных последствий неправильно дозированной на­грузки, необходимо обратить внимание на начальный этап самостоятельных занятий. Специалисты, занимающиеся оздоровительной физической культу­рой, почти однозначно рекомендуют людям с низкой физической работоспо­собностью начинать занятия с ходьбы, затем чередовать ее с бегом и только после некоторой предварительной подготовки переходить к бегу. Это позво­лить устранить негативные последствия, например, связанные с болевыми ощущениями в мышцах, сохранить в целостности суставы и т. д.

Для новичков, решивших самостоятельно заниматься физическими уп­ражнениями можно рекомендовать следующий вариант начального этапа за­нятий оздоровительной физкультурой.

Продолжительность начальных занятий оздоровительной ходьбой со­ставляет 30-40 мин, при темпе 90-120 шагов в минуту. При хорошем самочувствии через две недели можно увеличить продолжительность занятий до часа и повысить темп ходьбы до 120-140 шагов в минуту. Рекомендуемая частота занятий в неделю – 3-5 раз. Учитывая высокий ритм жизни совре­менного человека, такие занятия необходимо совмещать с ежедневными про­гулками, например, ходьбой пешком на работу и домой. Но при этом следует учитывать, что достижение эффективности таких занятий возможно только при соблюдении их непрерывности. Это означает, что утренняя ходьба на ра­боту в течение 15 мин, а затем такой же по длительности путь возвращения домой с работы не равноценны по эффекту 30-минутным непрерывным заня­тиям ходьбой[4].

Для человека с низким уровнем физической работоспособности ходьба является очень действенным средством повышения аэробной производитель­ности. Для женщин она может быть даже полезнее, так как у них во время ходьбы «сгорает» больше жиров, чем у мужчин. Исследования показывают, что за 1 час быстрой ходьбы, женщина может потерять 35 г жировой ткани.

Повышение нагрузки осуществляется посредством сочетания ходьбы с бегом. Критерием начала такого чередования может служить показатель, ко­гда занимающийся может пройти 4 км за 34-35 мин без значительного по­вышения ЧСС (не более 130-140 уд/мин). Данный критерий свидетельствует о том, что можно переходить к непрерывному бегу в течение 15-20 мин. В последствие можно увеличить продолжительность бега до 30 мин. Темп дол­жен нарастать постепенно.

Начальная программа бега, разработанная Н. М. Амосовым и И. В. Му­равовым, рассчитана на 12 недель. На первой неделе продолжительность ежедневного бега составляет 2 мин, со 2-й по 6-ю прибавляется на каждую неделю еще 1 мин, потом увеличение более значительно. На седьмой неделе оно доходит до 9 мин, на восьмой – до 11, на девятой – до 13, на десятой – до 15, на одиннадцатой – до 18 и на двенадцатой – до 20 мин.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ближайший и кумулятивный эффекты тренировки; их отличительные признаки и взаимосвязь

Эффект от выполнения любого физического упражнения может наблюдаться непосредственно в процессе его выполнения и по истечении определенного промежутка времени. В первом случае говорят о ближайшем эффекте упражнения, который характеризуется, кроме прочего, утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в процессе занятия. Во втором случае имеет место следовой эффект упражнения.

Ближайший эффект – наблюдается в процессе выполнения физического упражнения и характеризуется утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в процессе занятия.

Ближний тренировочный эффект(БТЭ) характеризуется процессами,происходящими в организме непосредственно при выполнении физических упражнений, и теми изменениями функционального состояния,которые возникают в конце упражнения или занятия.

Следовой эффект – наблюдается по истечении определенного промежутка времени после выполнения физических упражнений.

Следовой тренировочный эффект (СТЭ) является последствием выполнения упражнения с одной стороны, и ответным реагированием систем организма на данное упражнения или занятие-с другой.

В зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений:

1) фаза относительной нормализации

2) суперкомпенсаторная фаза

3) редукционная фаза.

В фазе относительной нормализации следовой эффект упражнения характеризуется развертыванием восстановительных процессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспособности до исходного уровня.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компенсации их «с избытком», превышении уровня оперативной работоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффектупражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпенсаторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих. В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражнений – кумулятивно-хронический эффект.

Кумуляция(от позднелат.cumulatio — скопление) — накопление, суммирование эффектов от тренировочных занятий.

2 При регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного занятия или соревнования,постоянно накладываются друг на друга,суммируются в результате чего возникает кумулятивный тренирующий эффект-представляет собой производное от совокупности различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным(приспособительным) изменениям в состоянии организма спортсмена,увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности..

Он является, таким образом, общим результатом интеграции (соединения) эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различных упражнений).

Читать еще:  Анатомия фитнеса и силовых упражнений для женщин

При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих каждое отдельное занятие. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным. В практике хорошо известны малая эффективность обучения движениям и воспитание физических качеств при длительных интервалах между занятиями. Сформированные двигательно-координа-ционные связи очень нестойки и быстро угасают при их неподкреплении.

Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий.

Варианты отдыха между занятиями:

1) (Ординарный (полный) отдых – обеспечивает восстановление работоспособности занимающихся к началу следующего занятия;

2)1 Жесткий (неполный) отдых— предусматривает выполнение очереднойнагрузки на фоне более или менее значительного недовосстановления работоспособности занимающихся;

3) Суперкомпенсаторный отдых— обеспечивает повышенную работоспособность(суперкомпенсацию), наступающую при определенных условиях в силу

закономерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередномзанятии выполнить более значительную, чем на предыдущем, нагрузку. В физическом воспитании главный смысл обеспечения долговременного кумулятивного эффекта упражнений заключается в развитии тренированности, сохранении и дальнейшем улучшении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. Следствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 681 ;

Эффекты физической тренировки.

Воздействие оздоровительной тренировки на организм можно за­фиксировать непосредственно во время занятия и по его окончании, а также на протяжении длительного времени после тренировочного кур­са. По временному признаку и характеру структурно-функциональных перестроек, соответственно говорят: о срочном, следовом и отставленном эффектах физической тренировки. Первый обусловлен процессами, про­исходящими во время мышечной деятельности. Второй — механизмами восстановления после работы. С практической же точки зрения наиболь­ший интерес представляет третий эффект — долговременный (кумуля­тивный), благодаря которому тренированный организм приобретает по­вышенную устойчивость к негативным воздействиям окружающей сре­ды.

Срочный эффект. Физиологические процессы, сопровождающие физические упражнения, играют большую роль в обеспечении устойчи­вости организма к психическому стрессу. Активная мышечная деятель­ность сопровождается усиленной утилизацией стрессорных гормонов, уравновешиванием процессов возбуждения и торможения. Эти измене­ния уменьшают неблагоприятные вегетативные компоненты психичес­кого напряжения. В ситуациях, сопряженных с бурным расходованием психической энергии (например, операторская деятельность, экзамена­ционный стресс и т.п.), выполнение направленных физических упраж­нений способствует защите организма от последствий неблагоприятных психо-вегетативных реакций.

Профилактическую действенность срочного эффекта можно наблю­дать в повышении устойчивости организма к утомлению. Применение специально подобранных и дозированных упражнений способствует значительному увеличению фазы повышенной работоспособности при выполнении разного рода работы. Это явление, получившее название феномен активного отдыха, было впервые обнаружено И.М.Сеченовым, а в наши дни используется в форме производственной гимнастики.

Таким образом, процессы, сопровождающие физические упражне­ния, способствуют быстрому достижению ряда благотворных эффектов, в основном охватывающих центральную нервную систему. Однако по­вышения устойчивости организма к природным воздействиям при этом не происходит.

Следовой эффект. Определенное увеличение неспецифической резистентности можно наблюдать во время следового эффекта физичес­кой тренировки. Он разворачивается сразу после окончания упражне­ния или однократной мышечной тренировки и продолжается еще на протяжении некоторого времени.

Гораздо более значительную пользу имеет следовой эффект для нормализации психического состояния человека. После завершения физической нагрузки повышается тонус парасимпатической нервной системы, которая активизирует восстановительные процессы. Эта фаза восстановления зависит от тяжести нагрузки и может продолжаться до двух часов. В центральной нервной системе происходит усиление процессов торможения, которые вызывают снижение тонуса двигательных центров и последующее расслабление скелетной мускула­туры. Этот расслабляющий эффект также способствует снижению психической тревоги, нормализации эмоционального состояния человека.

Долговременный эффект. Повышение общей неспецифической резистентности организма будет достигнуто только в том случае, если физи­ческая работа выполнялась систематически в течение достаточно длитель­ного времени. Формирование долговременного эффекта адаптации к фи­зической нагрузке защищает тренированный организм от заболеваний сердца и сосудов, повышает устойчивость ко многим вредным воздей­ствиям внешней среды.

Основной результат физической тренировки заключа­ется в увеличении способности организма выполнять мышечную работу такой продолжительности или интенсивности, которая не под силу нетре­нированному. Со стороны физиологических систем тренированный орга­низм отличает более экономное функционирование в покое и при умерен­ных физических нагрузках. А при максимальных нагрузках функциональ­ная мобилизация достигает предельно возможных величин, которые прин­ципиально невозможны для нетренированного организма.

Существенным достижением адаптации к физическим нагрузкам яв­ляется увеличение мощности и экономичности функционирования аппа­рата внешнего дыхания и кровообращения. В результате регулярных за­нятий упражнениями (преимущественно на выносливость) совершенству­ется функция дыхания: увеличивается сила и мощность дыхательных мышц, жизненная емкость легких, максимальная вентиляция легких. Со стороны системы кровообращения наблюдаются следующие явления: воз­растает мощность сердечной мышцы, увеличиваются возможности кро­воснабжения органов и тканей, улучшается состав крови. Названные изменения обеспечивают расширение резервных возмож­ностей механизма аэробного энергообразования, являющегося основой энергопотенциала организма. Именно от ёмкости механизмов энергооб­разования зависит надежность и стабильность работы биологических систем при экстремальных воздействиях внешней среды. Надо отметить, что такие изменения характерны при развитии физического качества выносливости, но не наступают под влиянием тренировки на разви­тие силы и скорости.

Дата добавления: 2016-04-02 ; просмотров: 517 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2018

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов. Совершенствуются функции и строение самих органов.

Систематические занятия физическими упражнениями также оказывают положительное воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности.

Иван Петрович Павлов утверждал: «Бодрость физическая является необходимым условием умственной энергии. Что за богатое самоощущение, настроение получается во время и после гимнастики».

Научно доказанные факты влияния физических упражнений на организм:

2. Оздоровление мозга. Появление новых клеток центральной нервной системы, а так же интеллектуальных способностей и улучшение памяти.

3. Физические упражнения помогают справится с депрессией и каждый раз способны поднять настроение. Во время тренировки двигательная активность стимулирует выделение так называемых гормонов счастья.

4. Укрепление здоровья сердечно сосудистой системы. Физическая активность во время тренировки, повышает частоту пульса, способствует расширению сосудов и формированию сети новых капилляров.

5 Снижение холестерина.

6. Понижение кровяного давления

7. Физкультура стимулирует обмен веществ.

8. Повышение сопротивляемости организма простудным заболеваниям.

9.Физические упражнения способствуют укреплению костей.

Что же происходит в организме под действием физических нагрузок

Павлов считал: самое дорогое у человека – движение, так как оно стимулирует функции всех систем организма.

— Прежде всего, они воздействуют на опорно-двигательный аппарат. Под действием физических нагрузок, активизируются обменные процессы в мышцах, связках и сухожилиях, что обеспечивает профилактику многих заболеваний.

— Укрепляя сердце и легкие, физические нагрузки улучшают деятельность сердечно сосудистой и дыхательной систем, своевременную доставку кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям.

— Под действием физических упражнений, усиливается выработка гормонов, которые осуществляют сложную регуляторную функцию обменных процессов, происходящих как в организме в целом, а так и в деятельности отдельных внутренних органов.

— Кроме того, поток импульсов от работающих мышц к различным отделам головного мозга стимулируют нейрорегуляторную функцию.

Теперь, рассмотрим, какое действие на организм оказывают физические нагрузки различной направленности.

Влияние физических нагрузок различной направленности на организм

Аэробные нагрузки (их еще называют кардио нагрузками) — оказывают преимущественное воздействие на сердечно сосудистую и дыхательную системы. .Необходимое продолжительность нагрузок составлять не менее 30-ти минут. К таким нагрузкам относятся — бег, лыжи, велосипед, плавание, гребля, и другие упражнения циклического характера.

Под действием аэробных нагрузок, повышается способность организма усваивать кислород, увеличивается просвет капиллярного русла, а стенки сосудов становятся более прочными и эластичными. Все эти изменения приводят к снижению риска сердечно сосудистых заболеваний. А так же сжигают большое количество калорий, препятствуя, набору лишнего веса и образованию жировых отложений..

Силовые нагрузки отлично укрепляют все звенья опорно-двигательного аппарата. Благодаря силовым нагрузкам, мы укрепляем мышечный корсет, который формирует правильную осанку, создавая, тем самым, комфортные условия для деятельности внутренних органов. Укрепляя мышцы верхнего плечевого пояса и ног, мы сохраняем работоспособность и двигательную функцию, продлевая, таким образом, продолжительность полноценной активной жизни и замедляем процесс старения организма.

Читать еще:  Комплекс упражнений на развитие выносливости

Упражнения на растягивание и гибкость способствуют сохранению эластичности мышц и связок, и обеспечивают профилактику травм опорно-двигательного аппарата.

Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую систему обусловлен, с одной стороны, тренировкой и укреплением сердечной мышцы, а с другой — нормализацией сложного механизма регуляции деятельности данного органа и всей системы кровообращения, вследствие чего:

· Улучшаются коронарное кровообращение и обменные процессы в сердце;

· Улучшается венозная гемодинамика, что способствует притоку крови к сердцу;

· Повышается эффективность систолы.

· Улучшается обеспечение кровью сердечной мышцы, нормализуется интенсивность общего кровотока и артериальное давление;

Сердечно-сосудистая система взаимодействует очень тесно с дыхательной системой.

Реакция дыхательной системы на регулярные физические упражнения заключается в:

· Повышении эластичности межреберных хрящей, благодаря чему увеличивается подвижность диафрагмы;

· Укреплении дыхательных мышц (диафрагмы, межреберных мышц);

· Повышении жизненной емкости легких;

· Формировании правильного дыхания (замедленный углубленный выдох с вовлечением мышц брюшного пресса);

· Улучшении легочной вентиляции;

· Улучшении процесса газообмена в легких.

Специально подобранными упражнениями можно улучшить работоспособность желудочно-кишечного тракта (напр. двигательную функцию), и влиять на желудочную секрецию.

Таким образом, интенсификация нервных процессов, повышение функции легких и сердечно-сосудистой системы, нормализация пищеварения улучшает обеспечение всех тканей организма веществами, которые регулируют, активизируют процессы обмена, что, в свою очередь, активизирует защитные силы организма, закаляет организм, увеличивает сопротивляемость болезням цивилизации, укрепляет здоровье и повышает качество жизни.

Систематические занятия физическими упражнениями с целью уменьшения вероятности обострения хронического заболевания, задержки развития патологического состояния или коррекции имеющихся нарушений называют оздоровительно-профилактическими. Не упускай малейшей воз­можности «ощутить мышечную радость», как говорил И. П. Павлов!

Эффекты упражнений. Нагрузка и отдых.

Под эффектом физических упражнений в самом общем смысле слова подразумеваются вызываемые их воздействием изменения в состоянии организма. Эффект любого отдельного упражнения непостоянен, он изменяется прежде всего в зависимости от продол­жительности времени, следующего после выполнения упражнения, и последовательности воспроизведения упражнения. В связи с этим различают ближайший и следовой эффекты упражнения. Ближай­ший эффектхарактеризуется процессами, происходящими в орга­низме непосредственно во время упражнения, и тем измененным функциональным состоянием организма, которое возникает к концу упражнения, в результате его выполнения. Следовой эффект— это своего рода отражение воздействия упражнения, остающееся после его выполнения и меняющееся в зависимости от динамики обуслов­ленных им восстановительных и других процессов. Строго говоря, это не только следствие упражнения. С одной стороны, следовой эффект является как бы последействием упражнения (поскольку возникает и сохраняется в результате упражнения), с другой- представляет собой ответное реагирование систем организма на воздействие данного упражнения.

По окончании упражнения, с началом следующего за ним отдыха начинается фаза относительной нормализации функционального состояния организма, к исходу которой ряд по­казателей возвращается к дорабочему уровню. Если эта фаза не прерывается повторением того же упражнения или выполнением иного «нагрузочного» упражнения, развертываются восстановитель­ные процессы, приводящие к возвращению оперативной работоспо­собности к исходному уровню. Следовой эффект упражнения выражается в сохраняющихся конст­руктивных связях, которые были образованы или упрочены в про­цессе упражнения как основа двигательного умения или навыка. Снижение уровня функциональной активности различных систем организма на протяжении фазы относительной нормализации про­исходит гетерохронно. Гетерохронность восстановительных процессов важно, разумеется, учи­тывать для правильного нормирования интервалов отдыха при использовании различных средств и методов физического воспи­тания.

Следующую фаза в динамике рассматриваемых процессов носит название «суперкомпенсация» или «сверхвосстановление». Суперкомпенсаторный эффект физических уп­ражнений объясняется происходящим после достаточно напряженной мышечной работы избыточным восстановлением биоэнергетических веществ и обновлением белковых структур в активно функционировавших системах организма. Не всякое упражнение, конечно, сопровождается таким эффектом. Вызвать суперкомпенсацию могут, очевидно, лишь те упраж­нения, при выполнении которых происходит более значительная функциональная мобилизация организма, чем та, к которой он уже адаптировался, с соответственно увеличенными энергозатратами. Этим обусловлена необходимость регулярного увеличения в процес­се физического воспитания уровня предъявляемых функциональных нагрузок. От их величины существенно зависит и продолжитель­ность времени, нужного для относительного восстановления и суперкомпенсации. Последняя после достаточно больших нагрузок начинает проявляться лишь по истечении значительного времени (в определенных случаях до двух суток и более). Надо учитывать вместе с тем, что, если это время затягивается сверх некоторого предела, суперкомпенсаторные приобретения и следовой эффект упражнения в целом начинают исчезать, т. е. наступает редук­ционная фаза изменения эффекта упражнения (в таком слу­чае убывают возникшие избыточные гликогеновые запасы в орга­низме, утрачиваются гипертрофические прибавки в мышечных структурах, начинают угасать возникшие в ходе упражнения условнорефлекторные связи и т. д. — практически состояние организма возвращается к исходному, бывшему до упражнения).

При регулярном воспроизведении упражнений на следовой эф­фект каждого предшествующего в рамках отдельного занятия как бы накладывается ближайший эффект последующего, а на их общий следовой эффект — эффект очередного занятия. В результа­те возникает кумулятивный эффект системы упражнений, который не сводится к эффектам отдельных упражнений, а представляет собой производное как от совокупности упражнений, так и от ди­намики реагирования организма на их общее воздействие. Много­кратная кумуляция эффектов упражнений приводит со временем к существенным адаптационным (приспособительным) изменениям состояния организма, увеличению его функциональных возможнос­тей, становлению и закреплению двигательных навыков, развитию двигательных и связанных с ними способностей, что выражается, обобщенно говоря, в приобретении и развитии тренированности и физической подготовленности в целом. Но куму­ляция эффекта упражнений в определенных случаях может приво­дить и к иным результатам. Так, когда нарушаются закономерности физического воспитания, в частности хронически допускаются чрез­мерные нагрузки, могут развиться такие явления, как перенапря­жение, переутомление, перетренированность и т. п. Это тоже куму­лятивный эффект упражнений, только, так сказать, с обратным знаком.

Главная гарантия желаемой эффективности физических упражненийквалифицированное использование их, основанное на глубоком понимании и умелом соблюдении научных принципов построения физического воспитания.

Нагрузка, представляя известную величину воздействия физических упражнений на организм занимающихся, явля­ется фактором повышения его функциональных возможнос­тей. Это достигается через расходование «рабочих потенци­алов» организма и утомление, которое служит непосредствен­ным стимулом для восстановительных процессов. В силу закономерностей восстановительных процессов нагрузка оказывается неразрывно связанной с отдыхом как неизбеж­ным следствием и в то же время условием применения на­грузок. Взаимная обусловленность нагрузки и отдыха стано­вится понятной, если учесть органическую связь и взаимо­переходы процессов утомления и восстановления.

При выполнении упражнений нагрузка относительно пол­но характеризуется следующими пятью компонентами: абсолют­ной интенсивностью упражнений (скорость выполнения); про­должительностью упражнений; числом повторений; характе­ром отдыха; продолжительностью интервалов отдыха. В зави­симости от задач занятия физическими упражнениями, инди­видуальных особенностей занимающихся, условий занятия и т. п. в каждом конкретном случае предусматриваются различные величины и сочетания этих компонентов. Соответственно и величина, и качественные особенности ответных реакций орга­низма будут отличными.

Динамика функциональных возможностей организма обусловлена не только нагрузкой, но и отдыхом, необходимым для восстановления и повышения работоспособности. Поэтому отдых нужно рассматривать в качестве столь же существенного компонента физического вос­питания, как и нагрузку.

Отдых бывает пассивным и активным. Пассивный отдых предусматривает относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности. Применяется после напряженной по объему и интенсивной нагрузки.

Активный отдых состоит в переключении на какую-либо дея­тельность, отличную от той, которая вызвала утомление. Как разновидность активного отдыха различают профилак­тический отдых. Проводятся разгрузочные микроциклы, связан­ные с переключением с одной деятельности на другую. Меня­ются условия тренировки, ее характер, создается игровая ситу­ация, помогающая сбрасывать эмоциональное напряжение, вызванное предыдущей деятельностью. Существуют различные виды отдыха не только по характе­ру, но и по длительности. Различают следующие интервалы отдыха: полный, жесткий и экстремальный.

Полным или ординарным можно назвать такой интервал, который гарантирует к моменту очередной части нагрузки прак­тически полное восстановление работоспособности (до исход­ного уровня), что дает возможность повторить работу без до­полнительного напряжения функций.

Жесткий интервал ведет к тому, что очередная часть нагруз­ки падает на фон более или менее значительного недовосстановления работоспособности. Внешние параметры нагрузки в этом случае могут не уменьшаться. Работа будет повторяться в течении некоторого времени без существенного изменения ка­чественных показателей за счет возрастающей напряженности физиологических и психических процессов.

Экстремальным называют такой интервал, при соблюде­нии которого очередная часть нагрузки совпадает с фазой по­вышенной работоспособности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector