Силовые упражнения для детей
Fitnesscity56.ru

Спортивный портал

Силовые упражнения для детей

Укрепят детский организм! Силовые тренировки для 9 лет и спортсменов постарше

Силовые занятия при правильной постановке техники укрепляют детский скелет, ускоряют метаболизм, развивают выносливость и силу.

Как следствие, улучшаются показатели в спортивных дисциплинах (танцы, единоборства, бокс, лёгкая атлетика, командные игры и прочее).

Силовые тренировки для детей

Ребёнок — маленький человек, у которого ещё не до конца сформировался опорно-двигательный аппарат, происходит бурный рост и развитие мышц и костей, и «кипит» неудержимая энергия.

Как и когда заниматься

Подход к детским тренировкам, в том числе и силовым, выстраивается с учётом психофизического развития конкретного ребёнка.

Гнаться за «олимпийскими» показателями не стоит. Лучше делать упор на правильную технику выполнения упражнений, на качество, а не на количество.

Занятия проводят с учётом физических возможностей маленького спортсмена. Каждый ребёнок в своём развитии проходит определённые стадии, ведь что хорошо для 6-летнего малыша, не совсем подходит для 13-летнего подростка.

Специалисты рекомендуют встраивать в тренировочный график силовые нагрузки 2—3 раза в неделю. Занятия возможны уже с 3—5 лет. Простые упражнения с весом собственного тела (отжимания, подъёмы ног, корпуса, подтягивания). В 6—9 лет дети занимаются с небольшими спортивными снарядами. Школьники, более подготовлены, и в их тренинг включают упражнения с гантелями (с небольшим весом), гимнастической палкой.

Безопасный тренинг для детей

Главные риски при силовых занятиях с детьми — получение травмы. Во время упражнений необходимо присутствие подготовленного и квалифицированного тренера. Детей ни на минуту нельзя оставлять одних.

Правильная техника выполнения нагрузок убережёт от возможных опасностей. Только убедившись, что ребёнок все правильно делает переходят к прогрессирующей тренировке.

Причём такая прогрессия будет минимальной. Потому что все равно нельзя накачать мышцы до наступления пубертата. При этом излишняя нагрузка чревата разрывами сухожилий, растяжениями мышц.

Силовые тренировки для детей нацелены на результат в долгосрочной перспективе. Поэтому в таких нагрузках главное — систематичность и регулярность. Нужно выстраивать занятия так, чтобы интерес ребёнка к ним не угасал.

Силовые тренировки для подростков

Пубертатный период — особый этап развития ребёнка. Появляется мощный гормональный фон, который сказывается на жизни молодого человека, в том числе и на результатах тренинга. Так, благодаря преобладанию тестостерона, юноши уже могут целенаправленно тренироваться на достижение рельефа.

Основные правила

Реалии школьной жизни таковы, что 100% здоровых детей мало. У большинства есть те или иные проблемы. Особенно это выражено на спине: искривление осанки и сутулость стали частыми диагнозами в медкартах у школьников. Поэтому на первом этапе силовых нагрузок для подростка стоит уделить внимание укреплению мышц спины. В приоритете плавание, занятия на турнике (подтягивания, вис).

Внимание! Переходить на полноценные силовые упражнения на тренажёрах или с внушительными отягощениями можно только тогда, когда рост уже прекратился. В среднем, это происходит к 18—20 годам. До этого момента, существует ряд требований и правил в подростковой силовой тренировке.

Затем плавно добавляются упражнения, которые задействуют собственный вес: отжимания, подтягивание ног, и прочее. И в конце подключить «тяжёлую артиллерию» в виде небольшого веса (как максимум половина от веса тренирующегося спортсмена).

Фото 1. Процесс отжиманий школьников. На полу установлены специальные блоки, до которых подростки должны дотронуться грудью.

При подборе нагрузки стоит учитывать то, что если легко удаётся выполнить упражнение с весом более 15 раз, значит следует его увеличить. Если делать упражнение 15 раз тяжело, то — уменьшать вес.

Рекомендации

До 16 лет полезно заниматься плаванием, использовать в тренировках упражнения, задействующие вес тела. А после 16-летия, добавить штангу и гантели, но весом не более 50% от собственного.

Тяжёлые классические нагрузки такие, как становая тяга, подъёмы на бицепс, жим штанги стоя не рекомендуется выполнять до достижения 17-летнего возраста.

Сосредоточенное и вдумчивое выполнение упражнений в умеренном, среднем темпе приносит куда большую пользу подростку, чем неправильно наспех сделанный тренинг.

План занятий для ребёнка от 6 до 9 лет

Преобладающая деятельность младшего школьника ещё игровая. Поэтому стоит включать игровые комбинации и соревновательные моменты в тренировочную программу. Однообразные занятия будут слишком утомительны для молодого неокрепшего организма. Длительность тренинга 40—45 минут.

Вначале следует подготовить ребёнка к активной нагрузке: разминка 5—10 минут. В неё включают лёгкий бег и быструю ходьбу, а также прыжки со скакалкой.

Фото 2. Пример разминки для ребенка перед выполнением силовой тренировки. Всего в разминочный комплекс включено 13 упражнений.

В основной части тренировки будут упражнения с инвентарём (гимнастической палкой или мячом), на улучшение баланса, и уже после — силовые. Подъём и опускание, повороты и наклоны с мячом или гимнастической палкой тренируют руки, плечи, грудь, ноги, живот. Круговые движения кистей рук, в локтях и в ногах способны проработать суставы, а также развивают чувство баланса и улучшают амплитуду движений.

Упражнения с использованием веса собственного тела, такие как отжимания и подтягивания в облегчённом виде. Отжимания делают с колен или от скамьи, подтягивания — с упором на перекладину или с поддержкой.

Приседания, подъём ног и туловища из положения лёжа, отжимания и подтягивания делаются по 10—15 раз. Другие упражнения выполняются в 2—6 подходов, 6—12 раз.

В конце тренировки идёт заминка. Выполняется несколько простых упражнений для растяжки.

Методика силовой подготовки школьников

Ребёнок 10—17 лет уже концентрируется на многократном повторении упражнения. Силовая нагрузка выполняется, в том числе и во дворе, с использованием тренажёров типа брусья, турник, перекладины, канаты и прочее. Такая подготовка осуществляется на уроках физкультуры.

Основополагающая цель физической тренировки у школьников — общее оздоровление.

Кроме того, регулярные занятия силовым тренингом помогают закреплению полученных результатов, вовлекают школьников в активную и полезную деятельность.

Задачи

Методика силовой подготовки старшеклассников решает следующие задачи:

  • гармонично развить мышцы опорно-двигательного аппарата;
  • приобрести жизненно важные умения и навыки, а также разносторонне развивать силовые способности;
  • создать «базу» для дальнейшего роста в конкретном направлении спортивной деятельности.

Комплекс упражнений на развитие мышц всего тела

В начале занятия целесообразно «прогреть» и размять все группы мышц. Разминка длится 5—20 минут.

Основная программа тренировки:

  • 8—15 отжиманий в упоре на брусьях (для мальчиков), или от пола (скамьи, лавки, для девочек);
  • 5—10 подтягиваний на высокой или низкой перекладине хватом сверху;
  • 8—15 поднятий ног к перекладине либо 10—14 подъёмов прямых ног в положении лёжа;
  • 5—10 подтягиваний хватом снизу (для мальчиков на высокой перекладине, для девочек на низкой);
  • 8—15 отжиманий в упоре на брусьях или от скамьи;
  • 5—8 подъёмов ног к перекладине или 8—10 подъёмов прямых ног в положении лёжа;
  • 4—8 подтягиваний широким хватом;
  • 10—20 поднятий ног лёжа животом на наклонной гимнастической лавке;
  • 5—10 выпрыгиваний вверх, отталкиваясь одной ногой со скамьи попеременно;
  • 10—15 сгибаний и разгибаний туловища, сидя поперёк скамьи с закреплёнными ногами.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором демонстрируется пример силовой тренировки для ребенка.

Влияние силовой тренировки на рост ребенка

Нет ни одного достоверного исследования, которое подтвердило бы отрицательное влияние умеренных силовых нагрузок на рост. Те немногочисленные примеры, когда родители тренировали своего ребёнка как тяжелоатлета, подтверждают то, что такие занятия никак не влияют на рост, и дети вырастают крепкими и здоровыми.

15 лучших упражнений для ребенка-школьника дома – гимнастика для осанки и тонуса мышц детей 7-10 лет

Время на чтение: 8 минут

Одни родители считают зарядку лишней («а зачем – в школе же есть физкультура!»), у других нет лишних 15-20 минут на детей, «потому что работа!». И лишь немногие мамы и папы понимают важность зарядки для ребенка, и специально встают по утрам на полчаса пораньше, чтобы успеть вместе с ребенком взбодриться и подготовить организм к учебному/рабочему дню.

Если ваши дети спят на уроках и постоянно отлынивают от уроков физкультуры, эта инструкция — для вас!

Содержание статьи:

Когда лучше выполнять упражнения младшему школьнику — как подготовиться к гимнастике?

Человек по природе своей должен много двигаться. Не зря говорят, что движение – это жизнь. Чем меньше ребенок двигается, пролеживая все свободное время возле телевизора и просиживая за компьютером, тем больше проблем со здоровьем он получает.

Детские специалисты бьют тревогу и напоминают родителям, что активно двигаться детский организм должен минимум 10 часов в неделю, а для младших школьников этот минимум увеличивается до 3 часов в день. Причем, желательно, чтобы происходило это на свежем воздухе.

Естественно, времени у родителей слишком мало, но все же выделить 20 минут с утра и 20 минут вечером на зарядку – это не так уж и сложно.

Видео: Гимнастика для детей младшего школьного возраста

Что дает зарядка?

  • Профилактика ожирения.
  • Профилактика проблем сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, и проч.
  • Устранение нервного напряжения.
  • Возвращение организма в нормальный тонус.
  • Повышение настроения – психологическая установка на хороший день и заряд бодрости с самого утра.
  • Полное пробуждение (приходить на уроки ребенок будет с более «свежей» головой).
  • Активизация обмена веществ.
  • И пр.

Как подготовить ребенка к зарядке?

Конечно, сложно вытащить дитя из постели раньше времени – тем более «для какой-то там зарядки». Прививать эту замечательную привычку нужно постепенно.

Как известно, чтобы привычка устоялась, требуется около 15-30 дней регулярно повторяющихся действий. То есть, через 2-3 недели таких занятий ваш ребенок уже сам будет к ним тянуться.

Без настроя – никуда. Поэтому самое важное в деле формирования этой привычки – настроиться и найти мотивацию.

Кроме того, важно, чтобы упражнения для ребенка периодически менялись (дети в этом возрасте слишком быстро устают от однотипных тренировок).

И не забывайте хвалить чадо и всячески поощрять любую физическую деятельность.

Видео: Утренняя гимнастика. Зарядка для детей

15 лучших упражнений для детей 7-10 лет – исправляем осанку и повышаем тонус мышц с ежедневным комплексом упражнений!

Если у вас нет возможности выходить для зарядки на свежий воздух, то открывайте форточку в комнате – тренировки не должны проходить в душном помещении.

Завтракать рекомендуется после зарядки (на полный желудок физическая нагрузка – не лучшее решение), а чтобы зарядка проходила веселее – включаем заводную бодрящую музыку.

Итак, вашему вниманию – 15 упражнений для младших школьников

Первые 5 упражнений – для разогрева мышц. Делать сложные упражнения сразу после сна категорически нельзя.

  1. Делаем глубокий вдох и поднимаемся на носочках. Тянем ручки вверх как можно выше, будто пытаемся достать до потолка. Опускаемся на полную стопу и выдыхаем. Количество подходов – 10.
  2. Наклоняем голову влево, возвращаемся в исходное положение на пару секунд и после наклоняем голову вправо . Далее делаем круговые движения головой – в правую сторону, потом в левую. Время выполнения – 2 минуты.
  3. Теперь плечи и руки. Поочередно приподнимаем одно плечо, потом другое, затем сразу оба. Далее делаем руками махи вверх – по очереди, то левой, то правой рукой. Затем круговые движения руками, как при плавании – сначала брассом, потом кролем. Стараемся делать упражнения максимально медленно.
  4. Упираемся руками в бока и делаем наклоны – влево, вправо, затем вперед и назад. По 5 раз – в каждую сторону.
  5. Шагаем на месте в течение 2-3 минут, как можно выше поднимая колени . Далее подпрыгиваем 5 раз на левой ножке, потом 5 раз – на правой, далее 5 раз – на обеих, а потом – прыжки с поворотом на 180 градусов.
  6. Вытягиваем руки вперед, сцепляем пальцы в замочек и тянемся вперед – максимально далеко . Затем, не теряя замочка, опускаем руки вниз и пытаемся достать ладошками до пола. Ну и заканчиваем упражнение, пытаясь достать сцепленными ладонями «до потолка».
  7. Выполняем приседания. Условия: спинку держим прямой, ноги – на ширине плеч, руки можно сцепить за головой в замочек или вытянуть вперед. Число повторов – 10-15.
  8. Отжимаемся. Мальчики отжимаются, конечно, от пола, а вот девочкам задачу можно упростить – отжиматься можно от стула или дивана. Число повтором – от 3-5.
  9. Лодочка. Ложимся на животик, вытягиваем руки вперед и чуть-чуть вверх (задираем нос лодки), и ноги также – соединяем вместе, приподнимаем вверх «корму лодки». Прогибаем спинку как можно усерднее. Время выполнения – 2-3 минуты.
  10. Мостик. Ложимся на пол (дети, умеющие опускаться на мостик из позиции стоя, опускаются прямо из нее), упираемся ступнями и ладонями в пол и, выпрямив ручки с ножками, прогибаем спину дугой. Время выполнения – 2-3 минуты.
  11. Усаживаемся на пол и ножки разводим в стороны. Поочередно тянемся руками к пальцам левой ноги, потом к пальцам правой. Важно касаться животом ноги, чтобы корпус ложился вместе с ногой – параллельно полу.
  12. Сгибаем левую ногу в колене и поднимаем ее вверх, делаем хлопок руками под ней . Затем повторяем с правой ногой. Далее поднимаем вытянутую левую ногу максимально высоко вверх (хотя бы на 90 градусов относительно пола) и снова хлопаем в ладоши под ней. Повторяем для правой ноги.
  13. Ласточка. Разводим руки в стороны, левую ногу отводим назад и, немного наклонив корпус вперед, замираем в позе ласточки на 1-2 минуты. Важно, чтобы тело в этот момент находилось параллельно полу. Далее повторяем упражнение, меняя ногу.
  14. Зажимаем между коленками обычный мяч, расправляем плечи, упираемся руками в пояс. Теперь медленно приседаем, удерживая спину ровной и мяч между коленей. Число повторов – 10-12.
  15. Упираемся руками в пол и «зависаем» над ним в позиции «отжимания». А теперь медленно с помощью рук «идем» в вертикальное положение. Немного отдыхаем в позе «страуса» и «топаем» руками вперед до первоначальной позиции. Туда и обратно ходим руками 10-12 раз.
Читать еще:  Как уменьшить плечи девушке упражнения

Заканчиваем зарядку простым упражнением для отдыха: вытягиваемся «по стойке смирно» на вдохе, напрягая все мышцы – на 5-10 секунд. Затем резко расслабляемся по команде «вольно», выдыхая. Повторяем упражнение 3 раза.

Мотивация младшего школьника для выполнения ежедневного комплекса гимнастики дома – полезные советы родителям

Даже взрослому человеку сложно заставить себя делать зарядку по утрам, что уж говорить про детей – нужно сильно постараться, чтобы приучить ребенка к этому полезному ритуалу. Тут без мотивации не обойтись.

Где искать эту мотивацию, и как завлечь дитя на зарядку так, чтобы ребенку она была в радость?

  • Главное правило – делаем зарядку все вместе!Ну, если папа категорически отказывается, то уж мама точно должна участвовать в этом процессе.
  • Включаем бодрую и веселую музыку. Делать зарядку в тишине скучно даже взрослому. Музыку пусть выбирает ребенок!
  • Ищем стимул в каждом конкретном случае. Например, стимулом для девочки может стать красивая подтянутая фигура на зависть всем, а стимулом для мальчика – рельеф мышц, которым он сможет гордиться. Не меньшим стимулом будет снижение веса, если ребенок полноват.
  • Ищем тех, кому можно подражать. Не создаем кумиров (!), а ищем образец для подражания. Естественно, ищем его не среди блоггерш и блоггеров с красивыми телами и пустотой в головах, а среди спортсменов или героев кинокартин/фильмов, которые любит ребенок.
  • Зарядка нужна, чтобы стать сильнее. А сильным (сильной) нужно быть, чтобы защищать младшего брата (сестру).
  • Помимо 5 упражнений для разогрева мышц, нужно выбрать еще 5-7 упражнений для непосредственно зарядки. Больше для этого возраста не нужно, и сама тренировка должна занимать не более 20 минут (дважды в день). Но важно регулярно менять комплекс упражнений, чтобы ребенку не стало скучно! Поэтому сразу составьте большой список упражнений, из которого вы будете на каждые 2-3 дня выдергивать 5-7 новых.
  • Чаще разговариваем с ребенком на тему здоровья : почему так важна зарядка, что она дает, что происходит с организмом без физической активности, и проч. Ищем тематические фильмы и мультфильмы, которые смотрим, конечно же, вместе с ребенком. Почаще смотрим кинокартины, в которых добиваются успеха юные спортсмены – нередко именно такие фильмы становятся мощными мотиваторами для ребенка, чтобы податься в мир спорта.
  • Устройте ребенку спортивный уголок в комнате . Пусть у него будут личные брусья и кольца, шведская станка, фитбол, турник, детские гантели и прочий инвентарь. Наградой за каждый месяц тренировки сделайте поездку в батутный центр, на игровое скалолазание или на иной спорт-аттракцион. Лучшие домашние спортивные комплексы для детей
  • Используйте для привлечения ребенка к зарядке его собственные пристрастия . Например, если ребенок любит мяч – продумайте комплекс упражнений с мячом. Любит брусья – проводите зарядку на детской спортивной площадке. И т.д.

Видео: Веселая зарядка для ребенка

Помните, что загонять ребенка на зарядку, как на каторгу, нельзя. Важно, чтобы он сам захотел с вами заниматься. Поэтому, в первую очередь, демонстрируем важность зарядки собственным примером.

Дети в этом возрасте уже отлично соображают и анализируют, и если вы постоянно лежите на диванчике, отращивая пузико, то заставить чадо заниматься вы просто не сможете – личный пример действует эффективнее всех других методов.

Силовые упражнения для дошкольников

О том, что детям полезно заниматься физическими упражнениями, знает практически каждый родитель. А вот можно ли детям выполнять и нужны ли им силовые упражнения? И сколько времени им должно отводиться на физкультурные занятия? С какого возраста их выполнять?

Полагаю, что на эти и другие подобные вопросы сумеют дать правильный ответ не все родители, ибо потребуются знания, хотя бы в общих чертах, возрастной физиологии ребёнка.

Как известно, от рождения до 2-3 лет (ранний возраст) ребёнок последовательно приобретает способность удерживать голову, сидеть, стоять, поворачивать туловище в положении лёжа, затем – ползать на четвереньках, далее – вставать и, наконец, ходить и бегать. В этом возрасте нет смысла говорить о каких-либо силовых упражнениях: малышу необходимы специальная гимнастика, водные и закаливающие процедуры, массаж — и всё это под неусыпным оком специалиста или родителя.

Другое дело — дети, достигшие трёх-четырёх лет, или, как принято называть в педагогике, дошкольного возраста. Именно в этом возрасте интенсивно идут процессы роста и увеличения массы тела (рост прибавляется примерно на 6 см, а масса тела ребёнка повышается на 2 кг в год), совершенствуются движения, укрепляется мышечная система, вследствие чего дети становятся заметно тоньше, отличаясь этим от малышей до 3 лет.

Существуют правила проведения занятий с малышами:

1. Продолжительност ь занятий с детьми 4 лет должна составлять 15-20 минут, соответственно с детками 5-7 лет — 20-30 мин.

2. В одно занятие рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений.

3. Каждое упражнение необходимо выполнять от двух до шести раз в зависимости от возрастных особенностей и двигательной подготовленности ребёнка.

4. Не забывайте чередовать упражнения с отдыхом.

5. Силовые упражнения должны быть преподаны ребёнку в виде имитационных движений и игр.

6. Каждому упражнению придумайте шутливое название.

7. Комплекс должен состоять из упражнений на различные мышечные группы, развивающие разнообразные физические качества.

8. Соблюдайте правило постепенности и последовательнос ти.

9. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка.

Зная эти девять правил, каждый из Вас сможет правильно подобрать упражнения для малышей и грамотно составить комплекс. А пока мы предлагаем Вам разучить с детьми следующие упражнения.

Комплекс силовых упражнений для детей 4-6 лет:

1. «Маятник».

И.П.: стойка – ноги врозь, зафиксировать руки на голове. На каждый счёт выполнять наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.

2 . «Волна».

И.П.: стойка – ноги врозь, руки в стороны. Поочерёдно волнообразные движения руками, напрягая руки в конечной фазе.

3. «Вертушка».

И.П.: стойка – ноги вместе, руки параллельно корпусу вниз. На каждый счёт вращать туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.

4. «Мельница».

И.П.: стойка ноги на ширине плеч с наклоном корпуса вперед, держим руки – в стороны. На каждый счёт вращение корпуса то вправо, то влево.

5. «Крокодильчик».

И.П.: упор лёжа, передвигаться вперёд на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.

6. «Ножницы».

И.П.: лёжа на спине в упоре на предплечьях, ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочерёдно делать скрёстные движения выпрямленными ногами.

7. «Качели».

И.П.: лёжа на животе, удерживать руки вдоль торса, ноги немного разведены. Взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться.

8. «Лягушка».

И.П.: упор присев, ноги врозь. Просунуть руки между ног, постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать.

9. «Зайчик».

И.П.: упор присев, руки на затылке. Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперёд. Спину держать ровно.

И.П.: стойка ноги вместе, руки внизу. Сильно оттолкнуться от пола, в высшей точке пригнуть ноги и прижать их к груди. Приземлившись снова повторить прыжок.

Силовые упражнения в парах для детей:

1. «Пружинка».

И.П.: стоя лицом друг к другу на дистанции согнутых рук, упираясь друг в друга ладонями. На каждый счёт осуществлять сгибание и разгибание правой, а затем левой руки.

2. «Качели».

И.П.: стоя друг напротив друга и взявшись за руки, выполнять по очереди приседания.

3. «Велосипед».

И.П.: сидя, согнув ноги, упираясь ступнями в ступни партнера. На каждый счёт поочерёдно выполнять сгибание и разгибание ног.

4. «На лодочке».

И.П.: сидя, согнув ноги, упираясь ступнями в ступни партнера, взяться за руки. 1 — упираясь в стопы партнера, потянуть его на себя, отклоняя корпус назад; 2 — то же самое выполняет партнер.

5. «Гусеница».

И.П.: сидя согнув ноги. По команде «Марш!», помогая руками и ногами продвигаться вперёд, а затем назад.

6. «Ласточка».

И.П.: стоя друг напротив друга на дистанции шага, взяться за руки. Удерживая равновесие на одной ноге, отвести назад другую. Упражнение можно усложнить, выполняя его одновременно, а не по очереди.

7. «Пистолетик».

И.П.: стоя друг напротив друга на дистанции шага, взяться за руки. 1-2 — оба партнера одновременно приседают на правой ноге, левая вперёд; 3-4 – вернуться в и.п.

8. «Корзиночка».

И.П.: упор лёжа на слегка согнутых руках, располагаясь друг напротив друга. 1-2 — прогнуться, выпрямить руки и согнутыми в коленях ногами достать голову. Постараться как можно дольше удерживать позу.

9. «Вертолёт».

И.П.: сидя ноги вместе лицом друг к другу, стопы на одной линии. Поднимая прямые ноги вверх по кругу, пронести их над стопами партнера и опустить с другой стороны. Затем партнер выполняет то же самое. Упражнение можно выполнять, не останавливаясь, описывая поочередно круг в воздухе.

10. «Стойкий оловянный солдатик».

И.П.: стойка ноги вместе, руки на поясе. 1-2 — согнуть правую в колене и опереться о голень левой. Удерживать равновесие как можно дольше. Затем проделать то же на другой ноге.

11. «Карусель».

И.П.: стоя напротив друг друга, сцепиться правыми руками, левая на поясе. Кружение в парах в правую сторону. Затем сменить руки и кружиться влево. Упражнение можно усложнить, выполняя кружение спиной.

Силовые тренировки для детей и подростков

Содержание

Силовая тренировка детей и подростков [ править | править код ]

В течение долгого времени у специалистов не было единого мнения относительно пользы силовой тренировки в детском и юношеском возрасте. Основной предмет разногласий состоял в том, как соотносятся между собой полезное воздействие силовой тренировки с тем риском, который она может представлять для еще не полностью развитого опорно-двигательного аппарата растущего организма.

И все-таки проведение силовой тренировки прежде всего у молодых профессиональных спортсменов показало, что уже в доподростковом возрасте возможно в значительной степени тренировать максимальную силу, что поддерживает спортивную работоспособность (Falk, Tenenbaum, 1996). В результате кратковременной (в течение 8-20 нед.) тренировки у детей доподросткового возраста уже наблюдался значительный прирост силы — до 30% (Faigenbaum et al., 2000). Таким образом, относительный прирост силы у детей находится примерно на таком же уровне, как у взрослых спортсменов. Одновременно предполагается, что силовая тренировка детей, так же как и взрослых, обеспечивает профилактический эффект, предупреждающий травмы опорно-двигательного аппарата, и оказывает положительное воздействие на сердечнососудистую систему.

Исследование: Школьники перестают заниматься спортом, поступив в ВУЗ [ править | править код ]

Учеба в университете негативно сказывается на уровне физической активности подростков, считают ученые из Канады. Чем старше становятся юноши или девушки, тем меньше времени они уделяют спорту и поддержанию себя в форме. В исследовании приняли участие 683 школьника в возрасте 12-15 лет, за которыми наблюдали в течение 12 последующих лет, проводя интервью дважды в год. В результате оказалось, что уровень физической активности за это время снизился на 24%. Особенно заметным это было в момент окончания школы и поступления в ВУЗ. Интересно, что у девушек уровень физической активности снижается меньше, чем у юношей. При этом, в школе обычно мальчики больше времени двигаются и занимаются спортом, чем девочки. Возможно, девочки становятся менее физически активными еще до окончания школы, когда у них начинается период полового созревания. [1]

Исследование: К концу первого года обучения в школах уже нет абсолютно здоровых детей [ править | править код ]

В течении 15 лет в России проводится мониторинг здоровья российских школьников. По словам директора НИИ педиатрии Минздрава России Лейлы Намазовой-Барановой, количество детей с функциональными отклонениями и с хроническими заболеваниями растет с каждым годом. Истоки болезней, которые расцветают в школьные годы, лежат еще в младенчестве – абсолютно здоровыми приходят в первый класс, не более 5% детей. Лейла Намазова-Баранова привела в пример часто встречающуюся у современных детей проблему – дистонию, когда наблюдаются различия в тонусе разных мышц. Если этой проблемой не заниматься с самых ранних лет, расстройство усугубляется, когда детям приходится проводить многочисленные часы за партой.

В младших классах организм ребенка адаптируется к новым для себя условиям существования. В числе главных проблем, с которым сталкиваются дети в этот период — дефицит сна (его испытывают более 60% детей 1-2 классов и уже более 80% учеников 3-4 классов), недостаточная физическая активность (более 50% детей младшего школьного возраста). Большинство детей посещают дополнительные занятия, что также перегружает организм. Доля детей с нормальным физическим развитием к 4 классу снижается с 80% до 67%, а неблагоприятное течение адаптации способствует повышению числа часто болеющих детей. [2]

Читать еще:  Упражнения в тренажерном зале на грудные мышцы

Физиологические основы развития силы у детей и подростков [ править | править код ]

Так же как и у женщин, у детей доподросткового возраста практически не наблюдается количественных изменений тестостерона в сыворотке крови после критической силовой нагрузки (Malina et al., 2006). Такое отсутствие или ослабление анаболического сигнала сказывается и на мышечной адаптации. Так, в проводившихся ранее исследованиях значительного увеличения площади поперечного сечения мышечных волокон в большинстве случаев не наблюдалось, т. к. применявшиеся тогда антропометрические методы измерения не обладали достаточной чувствительностью.

Только в более поздних публикациях приведены результаты исследований посредством современных методов измерения, таких как магнитно-резонансная томография (МРТ). Они показывают, что и у детей доподросткового возраста наблюдается легкая гипертрофия мышц (Behm et al., 2008).

Увеличение максимальной силы объясняется главным образом процессами нервно-мышечной адаптации за счет повышения меж- и внутримышечной активизации (Blimkie etal., 1993). Считается, что решающую роль здесь играет синхронизация рекрутирования мышц. Также некоторые данные свидетельствуют о том, что у детей доподросткового возраста потенциал нервно-мышечной активизации волокон типа II ниже, чем у подростков в период полового созревания и у молодых людей до 21 года (Cohen et al., 2010).

Дальнейшие потенциальные эффекты увеличения силы связывают с изменениями количества сократительных белков (изоформ миозина) и соединительной ткани мышц.

Только при наступлении периода полового созревания наблюдается анаболическое воздействие тестостерона на морфологию и функцию мышц у мальчиков. На этом этапе и без тренировок максимальная сила возрастает, а площадь поперечного сечения мышечных волокон увеличивается. Тренировка усиливает эти процессы и способствует гипертрофии мышц, которые постепенно начинают становиться похожими на мышцы взрослого.

Воздействие тренировки на опорно-двигательный аппарат у детей [ править | править код ]

Силовая тренировка в детском возрасте может оказать положительное влияние на формирование костей и их плотность (Naughton et al., 2000). По сравнению с юношами, ведущими активный образ жизни, у юношей-тяжелоаглетов отмечается более высокая плотность костей. Улучшение структуры костей считается одним из важнейших факторов профилактики травм у молодых спортсменов. Некоторые даже считают, что тренировка в доподростковом возрасте оказывает значительное влияние на минерализацию костей и их кортикальную структуру (Bass et al., 2000). Не исключено, что такие изменения будут иметь долгосрочное положительное воздействие вплоть до профилактики остеопороза в пожилом возрасте (Naughton et al., 2000). Кроме того, подобные силовые тренировки рекомендуется проводить у спортсменов-профессиона-лов — они компенсируют однообразие тренировок, характерное для определенных видов спорта. При однообразной тренировке, когда с самого начала во главе угла лежит определенная специализация, на самых ранних этапах уже существует риск возникновения мышечного дисбаланса, который провоцирует неправильную осанку и увеличивает риск получения травм (рис. 3.10).

Запомните: Силовая тренировка в детском и юношеском возрасте при условии учета основных рекомендаций может компенсировать мышечный дисбаланс, характерный для того или иного вида спорта.

Риски силовой тренировки в детском и юношеском возрасте [ править | править код ]

В результате изучения отдельных случаев были выявлены примеры повреждения эпифизов лучезапястных суставов и позвоночника у детей, занимавшихся силовой тренировкой. Однако такие случаи достаточно редки и вызваны, как правило, неправильной техникой подъема тяжестей, слишком высокой весовой нагрузкой или ошибкой тренера (Risser et al., 1990). Кроме того, большое количество повреждений происходит при тренировке в домашних условиях без присмотра. Наиболее частый вид повреждений — это растяжение мышц, составляющее 40-70 % от общего числа возможных травм. Растяжение возникает в основном в мышцах кисти, предплечья, нижнего отдела спины или бедер.

Слабыми местами в опорно-двигательном аппарате ребенка считаются так называемые зоны роста кости. При соблюдении всех правил силовой тренировки эти повреждения очень редки. Очень немногие исследования описывают переломы в районе эпифизов у юношей-тяжелоатлетов. Такие переломы возникали только при поднимании рук над головой при максимальной нагрузке. За исключением отдельных случаев при соблюдении всех правил и участии тренера силовая тренировка не оказывает отрицательного влияния на опорно-двигательный аппарат детей и подростков.

То же самое можно сказать про нагрузку на их сердечно-сосудистую систему. Для здорового подростка не существует никакой опасности или возможности отрицательного воздействия силовой тренировки.

Запомните: Детям и подросткам, которые заинтересованы в улучшении своих спортивных способностей, большую пользу принесет силовая тренировка, если она проводится регулярно и под контролем тренера. Если целью является при этом достижение долгосрочных результатов и улучшение здоровья, необходимо сочетать силовую тренировку с аэробной тренировкой выносливости.

Рекомендации по функциональной тренировке детей [ править | править код ]

Детей и подростков нельзя рассматривать как «маленьких взрослых», и поэтому недостаточно планировать тренировку для них, просто уменьшая требования, предъявляемые к тренировке взрослых. Тренировка детей и подростков должна быть систематической и рассчитанной на длительное время. Поскольку детский организм находится на стадии развития, перед началом регулярных тренировок необходимо медицинское обследование, в результате которого должна быть подтверждена годность к занятиям спортом и возможно раннее выявление факторов риска (например, врожденный порок сердца или высокое артериальное давление в детском возрасте). Также прежде, чем начинать тренировки, важно определить риск травм и соотнести его с целями тренировки.

На начальных этапах дети и подростки должны выполнять упражнения с малым сопротивлением. Затем, когда они уже овладеют техникой выполнения и смогут правильно сделать 8-15 повторений, весовую нагрузку можно постепенно увеличивать. Главным правилом является очень плавное и медленное повышение нагрузки. При этих занятиях не рекомендуются культуристическая тренировка и тренировка с использованием максимальной нагрузки, направленная на достижение высоких результатов на соревнованиях. В случае тренировки с использованием тренажеров необходимо учитывать то, что тренажеры обычно рассчитаны на взрослых и очень часто непригодны для тренировки детей, которая должна отвечать определенным функциональным требованиям. Кроме того, силовая тренировка в детском и особенно в юношеском возрасте должна быть ориентирована на развитие физических способностей и поэтому должна охватывать все важные группы мышц. Движения должны выполняться с полной амплитудой, чтобы сохранить и развить подвижность суставов и их функции.

Для достижения долгосрочных положительных результатов необходимо тренироваться не реже 2 раз в неделю. Тренировки чаще 4 раз в неделю не приносят каких-либо дополнительных результатов (Faigenbaum, 2000). Важно, чтобы тренировки включали большое количество различных упражнений, предусматривали активные фазы восстановления, а также свободные дни. Тренеры должны, как и при работе с начинающими или тренирующимися, принадлежащими к какой-либо группе риска, при тренировке детей особое внимание обращать на возможность возникновения симптомов перегрузки. Помимо боли в каком-либо отделе опорно-двигательного аппарата, такими симптомами могут являться головокружение и тошнота.

Силовая тренировка в детском и юношеском возрасте всегда должна рассматриваться как элемент многосторонней программы тренировок. С медицинской точки зрения рекомендуется сочетание силовой тренировки с тренировкой аэробной выносливости, что позволяет равномерно развивать основные двигательные функции организма (Behm et al., 2008).

Внимание: Обращайте особое внимание на возможные симптомы перегрузки (перетренированности).

Тренировки для детей

Физкульт-привет! Сегодня мы по­го­во­рим про тренировки для детей. При­чём не просто так, а с по­мо­щью научных ис­сле­до­ва­ний, пуб­ли­ку­е­мых в ве­ри­фи­ци­ру­е­мых ме­ди­цин­с­ких жур­на­лах. Таких как The Na­tio­nal Cen­ter for Bio­tech­no­lo­gy In­for­ma­tion, Ame­ri­can Aca­de­my of Pe­di­at­rics, Na­ture и дру­гие. Так что вы можете быть уверены в адек­ват­нос­ти пред­с­тав­лен­ной ин­фор­ма­ции. А если что-то и вы­зо­вет у вас сом­не­ния, то вы всегда можете пе­ре­про­ве­рить данные с по­мо­щью ис­точ­ни­ков. Но в тоже время, пос­коль­ку тренировки для детей ин­те­рес­ны не только спе­ци­а­лис­там по здо­ро­вью, а ещё и обыч­ным людям, мы пос­та­ра­ем­ся всё из­ло­жить мак­си­маль­но дос­туп­ным языком без спе­ци­аль­ной тер­ми­но­ло­гии.

Из этой статьи про тренировки для детей вы уз­на­е­те то, какие су­щест­ву­ют про­ти­во­по­ка­за­ния к за­ня­ти­ям спортом, а так же то, какие виды спорта под­хо­дят детям раз­но­го воз­рас­та. Кроме того, ввиду вы­со­кой по­пу­ляр­нос­ти среди детей и под­рост­ков силовых видов спорта [1], вопрос их ор­га­ни­за­ции будет рас­смот­рен от­дель­но. Чтобы вы точно знали, в каком воз­рас­те ребёнка можно от­прав­лять в тре­на­жёр­ный зал и что ему там можно де­лать. А так же ре­ко­мен­ду­ем вам оз­на­ко­мить­ся с нашей пре­ды­ду­щей статьёй, пос­вя­щён­ной ор­га­ни­за­ции детс­кой диеты. И не в смысле диеты для по­ху­де­ния, а в смысле диеты для пол­но­го пок­ры­тия всех пот­реб­нос­тей детского ор­га­низ­ма в пищевых нут­ри­ен­тах.

Что же касается тренировок для детей, то, говоря о них, сле­ду­ет начинать с про­ти­во­по­ка­за­ний! Поэтому преж­де, чем от­дать ребёнка на спорт, его нужно сводить к пе­ди­ат­ру на об­с­ле­до­ва­ние [2]. Пос­коль­ку об­с­ле­до­ва­ние может выявить те или иные на­ру­ше­ния, не только не поз­во­ля­ю­щие за­ни­мать­ся спор­том, но и требующие не­мед­лен­но­го ле­че­ния или осо­бен­но­го ухода. Нап­ри­мер, таким про­ти­во­по­ка­за­ни­ем может быть синд­ром Мар­фа­на [3]. А другие сер­деч­но-со­су­дис­тые за­бо­ле­ва­ния могут просто нак­ла­ды­вать ог­ра­ни­че­ния на ин­тен­сив­ность фи­зи­чес­ких наг­ру­зок [4]. Так что обя­за­тель­но сводите ре­бён­ка к врачу, а уже потом ре­шай­те, можно ли его от­дать в спор­тив­ную сек­цию!

Тренировки для детей

  1. 2–5 лет: в этом воз­рас­те де­тей сле­ду­ет обу­чать ос­нов­ным фи­зи­чес­ким на­вы­кам. Они дол­ж­ны учить­ся бе­гать и ку­выр­кать­ся, а так же ки­дать и ло­вить пред­ме­ты. При­чём луч­ше все­го обу­чать их все­му это­му в раз­лич­ных иг­рах. Но в этом воз­рас­те им нель­зя со­рев­но­вать­ся. Они дол­ж­ны прос­то иг­рать. При­чём пос­коль­ку у до­ш­коль­ни­ков сла­бо раз­ви­та спо­соб­ность к кон­цен­т­ра­ции вни­ма­ния, их нуж­но пос­то­ян­но кон­тро­ли­ро­вать и да­вать им чёт­кие и од­но­знач­ные слу­хо­вые и ви­зу­аль­ные ко­ман­ды [5].
  2. 6–9 лет: школь­ни­ки мно­го вре­ме­ни про­во­дят за пар­той или учеб­ни­ка­ми, по­э­то­му им сле­ду­ет за­ни­мать­ся спор­том не мень­ше 60 ми­нут в день [6]. Но пос­коль­ку им по-преж­не­му нуж­но раз­ви­вать фун­да­мен­таль­ные фи­зи­чес­кие на­вы­ки, то на­и­бо­лее оп­ти­маль­ны­ми ви­да­ми спор­та яв­ля­ют­ся фут­бол, пла­ва­ние, бас­кет­бол и дру­гие иг­ро­вые ви­ды спор­та [5]. При­чём луч­ше все­го от­да­вать ре­бён­ка в ко­манд­ные ви­ды спор­та [7]. Пос­коль­ку они боль­ше все­го спо­соб­с­т­ву­ют раз­ви­тию ком­му­ни­ка­бель­нос­ти [8]. А вот со­рев­но­вать­ся в этом воз­рас­те де­тям ещё не ре­ко­мен­ду­ет­ся. Хо­тя уме­рен­ный со­рев­но­ва­тель­ный эле­мент до­пус­ка­ет­ся [5].
  3. 10–12 лет: тренироваться детям в до­пу­бер­тат­ный пе­ри­од ре­ко­мен­ду­ет­ся так же, как и в воз­рас­те 6–9 лет [5]. Но в этот пе­ри­од уже мож­но ис­поль­зо­вать эле­мен­ты си­ло­во­го тре­нин­га [9], [10]. К то­му же, пос­коль­ку де­воч­ки «взрос­ле­ют» рань­ше маль­чи­ков, им мож­но по-преж­не­му тре­ни­ро­вать­ся вмес­те [5].
  4. 13–15 лет: этот воз­раст на­зы­ва­ет­ся пу­бер­тат­ным пе­ри­о­дом. Он ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ин­тен­сив­ным из­ме­не­ни­ем детс­ко­го ор­га­низ­ма, по­э­то­му юно­шам и де­вуш­кам уже нуж­но за­ни­мать­ся спор­том с раз­ной ин­тен­сив­нос­тью [5]. А так же сле­ду­ет иметь в ви­ду, что в этот пе­ри­од ор­га­низм осо­бен­но ак­тив­но рас­тёт [11]. Что толь­ко сви­де­тель­с­т­ву­ет в поль­зу не­об­хо­ди­мос­ти за­ни­мать­ся спор­том [12]. И в том чис­ле си­ло­вы­ми ви­да­ми спор­та [2]. Но де­лать это нуж­но пра­виль­но!
  5. 16–18 лет: в этот пе­ри­од у од­них лю­дей ске­лет­ная сис­те­ма уже прак­ти­чес­ки сфор­ми­ро­ва­на, а у дру­гих про­дол­жа­ет ак­тив­но фор­ми­ро­вать­ся. По­э­то­му в за­ви­си­мос­ти от то­го, рас­тёт ли ещё че­ло­век, или уже нет, мож­но за­ни­мать­ся или по «взрос­лым» тре­ни­ро­воч­ным схе­мам или про­дол­жать за­ни­мать­ся по про­грам­мам тре­ни­ро­вок для де­тей 13–15 лет [5].

Силовые тренировки для детей

Начинать заниматься силовыми видами спорта детям мож­но с 10 лет [9], [10]. Но си­ло­вой тренинг должен только до­пол­нять кар­дио тре­ни­ров­ки, а не быть ос­но­вой тре­ни­ро­воч­ной прог­рам­мы. Больше того, если ре­бё­нок ранее спортом не за­ни­мал­ся, то зна­ко­мить­ся со спор­тив­ны­ми дис­ци­пли­на­ми нужно с иг­ро­вых видов спорта [4]. Тем не ме­нее, силовые тре­ни­ров­ки по­лез­ны. Они спо­соб­с­т­ву­ют ми­не­ра­ли­за­ции кост­ной ткани [13], нор­ма­ли­за­ции ли­пид­но­го про­фи­ля [14], раз­ви­тию ске­лет­ной мус­ку­ла­ту­ры [15] и улуч­ше­нию ко­ор­ди­на­ции [16]. А значит, спо­соб­с­т­ву­ют росту и сни­жа­ют ве­ро­ят­ность по­лу­че­ния травмы во вре­мя за­ня­тий другой фи­зи­чес­кой ак­тив­нос­тью.

Следует отдельно заметить, что силовые тренировки для детей в до­пу­бер­тат­ный период спо­соб­с­т­ву­ют раз­ви­тию мо­то­ней­ро­нов [17], [18]. А это значит, что они по­вы­ша­ют по­тен­ци­ал в мак­си­маль­ном росте мышечной массы в бу­ду­щем и яв­ля­ют­ся пре­вен­тив­ной мерой в лечении сар­ко­пе­нии. Что очень важно! Пос­коль­ку сар­ко­пе­ния является не­из­беж­ной потерей мы­шеч­ной ткани в по­жи­лом воз­рас­те [19], [20]. След­с­т­ви­ем чего яв­ля­ет­ся ухуд­ше­ние под­виж­нос­ти, пе­ре­ло­мы ко­неч­нос­тей и, в конце кон­цов, не­спо­соб­ность са­мо­сто­я­тель­но пе­ред­ви­гать­ся [21]. А силовые тре­ни­ров­ки этому про­цес­су пре­пят­с­т­ву­ют!

Правила детских силовых тренировок

  1. Тренировать нужно все по­верх­ност­ные мы­шеч­ные груп­пы. К ко­то­рым от­но­сят­ся грудь, но­ги, спи­на, пле­чи, ру­ки и пресс. То есть нуж­но ком­плек­с­но тре­ни­ро­вать всё те­ло!
  2. Особенное внимание сле­ду­ет уде­лять тех­ни­ке вы­пол­не­ния уп­раж­не­ний. При­чём вы­пол­нять все уп­раж­не­ния не­об­хо­ди­мо в пол­ной ам­пли­ту­де дви­же­ния [22]. Что, во-пер­вых, раз­ви­ва­ет гиб­кость. Во-вто­рых, ни­ве­ли­ру­ет воз­мож­ность дис­ба­лан­са в раз­ви­тии.
  3. Тренироваться следует 2–3 раза в не­де­лю [23]. В на­ча­ле тре­ни­ров­ки сле­ду­ет обя­за­тель­но раз­мять­ся. За тре­ни­ров­ку вы­пол­нять 6–8 уп­раж­не­ний. По 2–3 уп­раж­не­ния на мы­шеч­ную груп­пу. В каж­дом уп­раж­не­нии сле­ду­ет вы­пол­нять 1–2 раз­ми­ноч­ных и 2 ра­бо­чих под­хо­да. Ди­а­па­зон пов­то­ре­ний от 10 до 15. От­дых меж­ду под­хо­да­ми 90 се­кунд [2].

Мифы о силовых тренировках для детей

  1. «Силовые тренировки для детей пре­пят­с­т­ву­ют рос­ту кос­тей». Это миф! На са­мом де­ле си­ло­вые тре­ни­ров­ки спо­соб­с­т­ву­ют рос­ту в пу­бер­тат­ный пе­ри­од [9].
  2. «Силовые тренировки для детей вред­ны и опас­ны». Это миф! На са­мом де­ле си­ло­вые тре­ни­ров­ки не бо­лее опас­ны или вред­ны, чем лю­бые дру­гие ви­ды фи­зи­чес­кой ак­тив­нос­ти [2].
Читать еще:  Сушка тела упражнения для девушек

Подготовительный период на 1 месяц

Упражнение I подход II подход III подход
Приседания с палкой 15 15 15
Сгибания ног лёжа 15 15 15
Отжимания от пола 15 15 15
Тяга верхнего блока 15 15 15

Тре­ни­ро­вать­ся сле­ду­ет 2–3 ра­за в не­де­лю. От­дых меж­ду под­хо­да­ми 90 се­кунд. Дли­тель­ность схе­мы 5 не­дель. В на­ча­ле тре­ни­ров­ки сле­ду­ет по­кру­тить ве­ло­тре­на­жёр 10 ми­нут, а в кон­це тре­ни­ров­ки по­кру­тить ве­ло­тре­на­жёр 15 ми­нут. Пер­вый под­ход в каж­дом уп­раж­не­нии раз­ми­ноч­ный, то есть вы­пол­ня­ет­ся с мень­шим ве­сом. Все уп­раж­не­ния вы­пол­ня­ют­ся по­оче­рёд­но. То есть, вы­пол­ни­ли все под­хо­ды в од­ном уп­раж­не­нии, а за­тем пе­реш­ли к вы­пол­не­нию сле­ду­ю­ще­го.

Подготовительный период на 3 месяца

Тренировка 1

Упражнение I подход II подход III подход
Приседания с палкой 15 15 15
Разгибания ног сидя 15 15 15
Сгибания ног лёжа 15 15 15
Жим в хаммере 15 15 15
Отжимания от пола 20 20 20
Планка максимум максимум максимум

Тренировка 2

Упражнения I подход II подход III подход
Гиперэкстензия 12 12 12
Тяга верхнего блока 15 15 15
Тяга нижнего блока 15 15 15
Тяга штанги лёжа 15 15 15
Сгибания рук на блоке 15 15 15

В на­ча­ле каж­дой тре­ни­ров­ки сле­ду­ет кру­тить 10 ми­нут ве­ло­тре­на­жёр. В кон­це каж­дой тре­ни­ров­ки ве­ло­тре­на­жёр сле­ду­ет кру­тить 20 ми­нут. Тре­ни­ро­вать­ся 2 ра­за в не­де­лю. От­дых меж­ду под­хо­да­ми 90 се­кунд. Пер­вый под­ход в каж­дом уп­раж­не­нии раз­ми­ноч­ный. Дли­тель­ность схе­мы 15 не­дель. Уп­раж­не­ния сле­ду­ет вы­пол­нять по­оче­рёд­но. То есть вы­пол­ни­ли все под­хо­ды в 1 уп­раж­не­нии, пос­ле че­го пе­ре­хо­ди­те к сле­ду­ю­ще­му.

Силовые тренировки для детей

Тренировка 1

Упражнения I подход II подход III подход
Разгибания ног сидя 15 15 15
Сгибания ног лёжа 15 15 15
Приседания с гирей 15 15 15
Гиперэкстензия 15 15 15
Тяга штанги лёжа 15 15 15
Планка максимум максимум максимум

Тренировка 2

Упражнение I подход II подход III подход
Жим штанги лёжа 15 15 15
Жим в хаммере 15 15 15
Сведение рук в тренажёре 15 15 15
Подъём гантели перед собой 15 15 15
Сгибания рук на блоке 15 15 15
Вращение рукоятки с грузом 15 15 15

Тренировка 3

Упражнение I подход II подход III подход
Гиперэкстензия 15 15 15
Тяга верхнего блока 15 15 15
Тяга нижнего блока 15 15 15
Отжимания на брусьях 15 15 15
Разгибания рук на блоке 15 15 15
Планка максимум максимум максимум

В на­ча­ле каж­дой тре­ни­ров­ки сле­ду­ет кру­тить ве­ло­тре­на­жёр по 10 ми­нут. В кон­це каж­дой тре­ни­ров­ки ве­ло­тре­на­жёр сле­ду­ет кру­тить по 20 ми­нут. От­дых меж­ду под­хо­да­ми по 90 се­кунд. Все уп­раж­не­ния вы­пол­ня­ют­ся по­оче­рёд­но. То есть сна­ча­ла вы­пол­ня­ют­ся все под­хо­ды од­но­го уп­раж­не­ния, а за­тем уже вы­пол­ня­ет­ся сле­ду­ю­щее уп­раж­не­ние. Пер­вый под­ход в каж­дом уп­раж­не­нии – раз­ми­ноч­ный. Дли­тель­ность схе­мы до 16–18 лет. Что за­ви­сит от фор­ми­ро­ва­ния ске­ле­та.

Силовые тренировки в детском возрасте: примеры, особенности, нюансы

Автор: Николай Борисов – тренер, чемпион России по пауэрлифтингу
Место в рейтинге авторов: 14 (стать автором)
Дата: 2016-10-17 Просмотры: 15 945 Оценка: 5.0

Ранние тренировки и рост ребёнка

Самая распространённая страшилка противников тренировок с отягощениями в юношеском возрасте: штанга тормозит рост. Вероятно, обыватель ассоциирует подростка с куклой, которая расплющивается под штангой.

А что происходит с живым организмом? На этот вопрос ответило исследование, проведённое в СССР в 1978 году. В течении нескольких месяцев наблюдали за двумя группами юношей 16-18 лет, в каждой около 20 человек (если читателю известны более масштабные исследования – не сочтите за труд поделиться). Одна из групп занималась лёгкой атлетикой, другая – тяжёлой атлетикой. За период наблюдения группа легкоатлетов выросла в среднем на 5 мм, группа тяжелоатлетов – на 1 см.

На первый взгляд, для полноты научного исследования не хватает контрольной группы неспортсменов. Однако, в этом не было необходимости. В советские времена школьники и студенты проходили мед. осмотр не менее одного раза в год и статистику роста можно было получить в любой поликлинике и учебном заведении. Существовала сводная статистика по регионам и всесоюзная. Сравнение с этими данными показывали, что средний юноша рос медленнее легкоатлета.

Почему так происходит? Кратковременная (несколько минут за тренировку, разбитых на 10-20 подходов) работа с отягощением стимулирует хрящевую ткань, она начинает расти быстрее. К обратному эффекту может привести длительное непрерывное воздействие. Не зря же А. Шварцнеггер, в бытность губернатором Калифорнии, запретил носить школьникам учебники, всю необходимую информацию поместили на диски. Ежедневные 20-30 минут ношения нескольких кг учебников в портфеле или в сумке на одно плечо с большой вероятностью искривят позвоночник ребёнка на всю жизнь.

Примеры детей, которые начали рано тренироваться

Всех нижеперечисленных детей тренировали отцы. Не стоит полагаться в таком деле на наёмного инструктора.

Что известно о тренировках в дошкольном возрасте? Мало. Весь опыт положительный, подтверждает, что штанга не делает детей карликами и калеками. По старшинству:

1. Григорий Борисов – 1984 г. р. Химки.

Начал тренироваться в 5 лет. Многократно выигрывал первенства Московской обл. среди младших юношей по версии IPF. Закончив школу, уехал учиться в другой город и отошёл от спорта.

Вредных последствий тренировок не замечено. Вырос выше отца. (фото слева: Зеленоград, вероятно, декабрь 1993 г).

2. Матвеева Екатерина – май 1989 г. р. Мытищи.

Начала тренироваться в 5 лет. На соревновательный помост вышла в 7 лет. Чемпионка РФ среди девушек по экипировочному пауэрлифтингу 2003 года. Другие выступления можно посмотреть здесь. на http://allpowerlifting.com/lifters/RUS/matveeva-ekaterina-15876/ Выполнила норматив МС по тяжёлой атлетике, что многократно сложнее пауэрлифтинга.

В росте догнала маму, выше бабушки на 7 см.

3. Борисова Юлия – ноябрь 1989 г. р. Химки.

Начала тренироваться в 5 лет. Выступает в пауэрлифтинге с 7 лет.

Тренировочные планы пока только на бумаге. Самое старое сохранившееся видео:

Победа в абсолютка на Кубке мира 2012 года, выполнение МСМК в тяге по WPA, др. выступления и не побитый с 2007 года рекорд Юли смотрите здесь. В базу не попали многократные победы на РДФПФ до 2007 года.

Выросла выше мамы. В 2014 году родила сына 4,250. Через 11 месяцев после родов заняла 2 место в региональном турнире по Русскому жиму. А на 14-ом месяце после родов, продолжая кормить сына, победила на силовом шоу “Сенежская тяга” с результатом 230 кг (фото выше).

4. Матвеев Виктор 1991 г. р. Мытищи.

Первую тренировку провёл до своего четырёхлетия. Годовой перерыв в силовых тренировках связан с подготовкой в беге на длинные дистанции. В 1998 году установил рекорд РФ в беге на 20! (двадцать) км для мальчиков до 7 лет, не побит до сих пор! Время на дистанции 1 ч 39 м 04 с.

После установления рекорда в беге вернулся в пауэрлифтинг. Соревнования последних лет – здесь (не все). Вырос выше папы на 8 см.

5. Акулова Варвара 1992 г. р. Кривой Рог.

Начала тренироваться в 4 года. Давно читал, что в юношеском возрасте Варя выступала на украинских турнирах по пауэрлифтингу. В базе данных http://allpowerlifting.com её не обнаружил. Вероятно, в настоящее время Варвара продолжает семейное дело в цирке. Судя по доступным в интернете материалам, здоровье у неё в порядке: http://oppps.ru и http://fishki.net.

Особенности силовых тренировок детей

Обусловлены они, прежде всего, отличием детской психики, а не физиологии. Чем младше ребёнок, тем сложнее ему даётся монотонная однообразная работа. Ребёнку проще сделать 3 упражнения по 2-3 подхода, чем одно упражнение 5-6 одинаковых подходов. Приседания со штангой однозначно надо ограничить 2-3 рабочими подходами и дополнительно проработать ноги приседом на одной ноге и приседом в ножницах или в стороны.

Аналогично и в жиме. 3 подхода жим лёжа, 3 подхода отжиманий от пола (для новичков – от скамьи), и ещё 1-2 жимовых упражнений. По той же причине стоит избегать многоповторности. Делая упражнение более 8 раз и взрослому трудно контролировать каждое движение. Но взрослый атлет обычно в состоянии сделать волевое усилие, а ребёнок может просто наплевать на технику.

В таблицах прогресса Кати и Вити, любезно предоставленных Василием Матвеевым видно, первые полгода тренировок присед выполнялся только со штангой на груди. Этот метод освоения техники через подводящее упражнение позволяет избежать многих технических ошибок в будущем.

Для тяги подводящим упражнением являются наклоны стоя со штангой на плечах. Не стоит делать тягу первые полгода тренировок. Обучение тяге надо начинать после того, как будет идеально поставлена спина в наклонах и приседаниях (это правило распространяется и на взрослых новичков). Тягу не стоит делать более 5 повторов и чаще 1 раза в 2-3 недели. Спину ребёнка сделают сильной наклоны стоя и через “козла”.

Приступая к тренировкам ребёнка вы должны быть готовы к тому, что почти всё оборудование в зале обычном будет ему велико. Вам придётся: подставить под ноги плинты или стопку дисков для жима лёжа, подать и принять штангу в жиме и приседе, держать ноги при выполнении гиперэкстензий, подсадить на перекладину и брусья, и многое другое.

Добавляя ребёнку рабочий вес, пересчитайте прибавку в проценты. Для него переход с 15-ти на 16 кг равнозначен вашему переходу со 150-ти на 160 кг. Понадобится набор дисков и гантелей от 0,5 кг.

А нужно ли раннее начало?

Если один из однояйцевых близнецов начнёт тренироваться в 5, другой в 10 лет, то их силовые показатели сравняются к 18-ти, а может и к 15-ти годам с большой вероятностью. Так что тогда даст раннее начало тренировок? Более устойчивую технику? Действительно, чем раньше приобретён навык, тем он устойчивее, при прочих равных условиях. Врят ли, начав ездить на велосипеде взрослым, можно управлять им так же уверенно, как научившись ездить в детстве. Пропущенный возраст от 5 до 7 лет в общении с мячом, практически невосполним. Глупо пытаться сменой тренеров сборной команды научить играть в футбол взрослых дядей.

Однако, техника упражнений пауэрлифтига достаточно примитивна, в сравнении с большинством видов спорта. Её можно освоить и довести до автоматизма и в ветеранском возрасте. Другое дело – тяжёлая атлетика. Рывок и толчок гораздо сложнее приседа, и обучить этим движениям до 8-9 лет весьма проблематично, моторика не созрела.

Вероятно, рациональнее использовать период 7-10 лет для развития координационных способностей. В таблице сензитивных периодов развития

виден возраст наибольшей восприимчивости ребёнка к развитию отдельных физических качеств. Упускать благоприятные периоды не желательно, потом не наверстать. По мнению некоторых авторов уже с 10,5 до 13,5 лет наступает “провал” в восприимчивости к развитию координации.

Не стоит забывать и про гибкость. Часто недостаточная подвижность в суставах мешает освоению технически правильных движений.

Исходя из выше сказанного, я не призываю к обязательному раннему началу работы с отягощениями, особенно если ребёнок склонен к коллективным играм. Я лишь привёл примеры, которые убедительно доказывают, что вреда от грамотных силовых тренировок не будет в любом возрасте.

Развить ловкость и гибкость ребёнку помогут гимнастика и различные виды борьбы. Жаль, что далеко не везде можно найти детскую секцию на доступном расстоянии и с подходящим расписанием тренировок. И главный вопрос – кто будет тренировать вашего ребёнка? Я бы не стал отдавать ребёнка незнакомому тренеру без рекомендаций.

О том, что важнее силовых показателей

По-моему, основная польза раннего привыкания к тренировкам находится в области психологии, а не физиологии.

Во-первых, выйти первый раз на помост перед зрителями и судьями в 7 лет проще, чем в 12-14. Ближе к подростковому возрасту мешают всякие стеснения и сомнения. Лучше, если привычка выступать образовалась раньше. Эта привычка, выступать перед публикой, многого стоит.

Во-вторых, тренировки в одном зале с родителем дают хороший воспитательный эффект, в отличие от ситуации, когда родитель привёз ребёнка в секцию, а сам в это время плющит задницу в холле.

В-третьих, городские дошкольники рано привыкают проводить время за компьютерными играми и другими малополезными занятиями, включая просмотр телевизора. И здесь ранняя привычка регулярно тренироваться может стать хорошим “противовесом”.

В-четвёртых, круг общения. Круги у детей бывают самые разные, от покурить до на электричке покататься (снаружи повиснув, а не внутри). В нормальном спортклубе ребёнок попадает в коллектив, который тренируется, ездит на соревнования, вместе отдыхает. Это относится не ко всем спортклубам. Есть такие, где не принято даже здороваться, посидели на тренажёрах в наушниках и молча разошлись. Я не об этих. Попав в среду единомышленников, человек обычно приобретает в ней друзей, а кому повезёт, и супругов.

Нашли ошибку в статье? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl + Enter. И мы её исправим!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector