Идеомоторные упражнения примеры упражнений
Fitnesscity56.ru

Спортивный портал

Идеомоторные упражнения примеры упражнений

Что такое идеомоторная тренировка? Применение гипноза и самогипноза в спорте

Поделиться:

Под идеомоторной тренировкой (ИТ) понимают мысленное представление движений. Этот метод широко используется в качестве дополнения к спортивным тренировкам. Раньше положительное воздействие ИТ признавалось прежде всего при в тренировке когнитивных способностей [1], но в последние годы большое внимание уделяется исследованиям влияния идеомоторной тренировки на двигательные функции. Результаты этих научных исследований получают большой отклик (в том числе в прессе), т. к. они доказывают, что одно только представление мышечных сокращений повышает сократительную силу мышц.

На веб-сайте Spiegel Online, например, в 2001 г. появилась статья «Ментальная гимнастика — как мысли влияют на рост мышц», в которой рассказывалось об исследовании, проведенном группой Guang Yue [2]. Несмотря на название, Yue и его коллеги не занимались изучением того, может ли ментальная тренировка мышечной силы (представление максимальных сокращений мышц — нем. IMK-тренировка) вызывать гипертрофию мышц и помогать в повышении мышечной массы. Такое вряд ли кто-то мог предполагать. Но в действительности их исследования подтвердили, что при систематической идеомоторной тренировкой может значительно повышаться максимальная сила.

В рамках IMK-тренировки активизируются когнитивные процессы [3]. Удивительным (и, возможно, неожиданным) образом такие процессы способствуют физической адаптации, которая обычно ассоциируется с упражнениями с гантелями и штангой. С другой стороны, рост максимальной силы без физических тренировок — явление, наблюдавшееся учеными и ранее. Ими были описаны явления контралатерального переноса, или эффект пересечения (crossing effekt), при которых пользу от унилатеральной силовой тренировки получает также конечность с противоположной стороны [4].

Воздействие силовой ИТ впервые было подтверждено на примере упражнений на отведение мизинца [5]. Наблюдение тренировок в течение 4 нед. показало, что группа IMK добилась практически такого же повышения изометрической максимальной силы, как и группа, завершившая цикл соответствующих физических силовых тренировок (с максимальными изометрическими сокращениями) — 22,0 против 29,8 %. Если сравнить эти результаты с показателями нетренированной контрольной группы (3,7 %), то повышение силы — колоссальное. Такой эффект наблюдался и при изучении более крупных мышечных групп. Так, например, при исследовании мышц-сгибателей локтевого сустава (13,5 %)[2] и подошвенных сгибателей голеностопного сустава исследователи [6] обнаружили, что после IMK-тренировки максимальный крутящий момент увеличился примерно на 20 %.

В одной из работ, посвященной изучению тренировок студентов с упражнениями с силовым жимом лежа[7], мы также наблюдали значительный, хотя несколько меньший (5,7 %), эффект IMK. Следует заметить, что объем тренировки, т. е. общая продолжительность пятисекундных упражнений мысленного «проигрывания» силы, был относительно небольшим (11 мин по сравнению, например, с 75 мин в вышеописанном исследовании Yue, Cole, 1992). От нетренированных мышц, таких как мышцы, отводящие пальцы, можно ожидать большей степени повышения силы, чем от мышц тренированных, например больших грудных мышц наших студентов. В одной из последующих работ мы также показали, что высокоинтенсивную силовую тренировку (тренировку с нагрузками > 90 % максимальной силы) можно в значительной степени компенсировать IMK-тренировкой [7]. Кроме того, в этом исследовании сравнивались результаты при четырех различных степенях «мысленного» сокращения (75, 50, 25, 0 %). При сравнении показателей после упражнений с высокой долей мысленно «проигрываемых» сокращений мышц (50 или 75 %) было обнаружено практически такое же повышение силы, какое может достигаться только в результате физической тренировки.

Для максимального эффекта IMK-тренировка должна проводиться строго определенным образом, как показано в работе Ranganathan [2]. Участники исследования, одновременно с физическими упражнениями небольшой интенсивности представлявшие себе максимальные сокращения мышц, добились значительного увеличения силы (> 20 %), в то время как только физические упражнения не привели к значимому повышению силы. Очевидно, что эффект IMK-тренировки зависит от определенной методики представления. Поэтому кинестетические представления своих собственных мышечных сокращений приводят к хорошим результатам. С этой точки зрения вышеупомянутая статья из Spiegel-Online также непонятна. Участвующие в эксперименте как раз не получают задания в процессе идеомоторной тренировки думать только о физических упражнениях. Они должны в своем воображении как можно более отчетливо представлять себе, как развивается сила. При этом мысленно «проигрывается» ощущение движения, обусловленное сокращением мышц, а сами мышцы в действительности не напрягаются.

Как можно объяснить такое неоднократно доказанное и достаточно значимое воздействие IMK-тренировок? Максимальная сила — помимо мышечных факторов — сильно зависит от степени произвольной нервно-мышечной активации и, соответственно, процессов активации ЦИС [8]. Поэтому вполне вероятно, что повышение силы в результате идеомоторной тренировки следует понимать как вид оптимизации мышечной активности и, таким образом, адаптацию центральной нервной системы. Такая интерпретация подтверждается и нейрофизиологическими исследованиями, которые обнаруживают повышение сигнала ЭЭГ в определенных областях мозга после идеомоторной тренировки, направленных на развитие силы [9]. Сигнал ЭЭГ понимается в связи с этим как нейронный аналог двигательных сигналов, который определяет степень активации мышц.

Таким образом, принимая во внимание все имеющиеся результаты исследований, на вопрос, поставленный в названии данной статьи, можно ответить положительно. Воздействие IMK-тренировки, доказанное при работе с разными группами мышц, демонстрирует то, что существенного и важного с практической точки зрения роста силы можно достигнуть, и не прибегая к физическим упражнениям. Однако потенциал силы, полученный в результате IMK-тренировки, сравнительно ниже. В настоящее время представляется целесообразным и перспективным развитие и внедрение IMK-тренировок как в профессиональном спорте, так и в спортивной медицине [10].

© Доктор Mathias Reiser — ведущий научный сотрудник в области спортивной психологии и кинезиологии в Институте спортивной медицины при университете Юстуса Либиха, Гиссен. Он специализируется на видах моторного контроля и моторного обучения и в особенности на идеомоторной тренировке и вариативности движений.

P. S. Много материалов осталось, что снимали для эксперимента “Психология гипноза #2. Гипноз и внушение в спорте & Идеомоторные тренировки”. В закрытый раздел выложим сеансы погружения в гипноз обоих спортсменов, это для участников online курса по гипнотерапии

Научение и психофизиология. Идеомоторные тренировки по Майклу Фарадею

Научением в психологии называется изменение поведения, появляющееся как результат регулярного взаимодействия организма с окружающей средой. В основе научения лежит формирование условного рефлекса, свойственного как человеку, так и животным. Однако человеку также характерно произвольное обучение – самого себя или других, видом которого является так называемое последовательное научение или формирование сложных навыков речи и движения.

«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».
И.
М. Сеченов

Этот вид научения представляет собой освоение серии моторных реакций или поведенческих актов и включает в себя три стадии:

  1. Инструктирование — это определение задачи, поставленной перед обучающимся, и объяснение путей ее решения.
  2. Тренировка — выполнение действий, контролируемых сознанием, поначалу в медленном, а затем в более быстром темпе.
  3. Автоматизация действия — достижение состояния, когда движения производятся настолько точно и с большой скоростью, что уже не требуют сознательного контроля, могут быть выполнены «на автомате». В этом случае можно говорить о сформированном навыке.

Такой способ научения используется во всех видах обучения, включающих в себя овладение серией моторных навыков, будь то музыка, спорт, танцы или какие-либо повседневные навыки вроде завязывания шнурков или застегивания пуговиц.

Открытие идеомоторного эффекта

В середине XIX века сразу двое блестящих ученых независимо друг от друга провели похожие опыты и пришли к одинаковым выводам. Этими учеными были химик Шеврель из Франции и английский физик Фарадей. Они провели опыт с так называемым маятником – это небольшой груз, подвешенный на нитке, удерживаемый пальцами руки. Если представить, как нитка раскачивается взад-вперед или по кругу, через некоторое время маятник начнет действительно совершать такие движения со все большей амплитудой. Со стороны это может выглядеть волшебно, но на самом деле – ничего мистического тут нет.

Причиной движений маятника являются так называемые идеомоторные акты — это мысленные представления о каком-либо совершаемом движении, реализуемые соответствующей группой мышц. Эти акты непроизвольны и неосознаваемы, слабо выражены — настолько, что незаметны невооруженному глазу. Однако мышцы при этом все же совершают микродвижения, едва заметно, но достаточно, чтобы быть зафиксированными специальной аппаратурой.

Что такое идеомоторная тренировка

Идеомоторный эффект был описан еще И. П. Павловым: «Когда вы думаете об определенном движении, вы его невольно производите». Идеомоторные тренировки обрели большую популярность в подготовке профессиональных спортсменов, обучении сотрудников правоохранительных органов.

Опыт с маятником подтверждает существование идеомоторного эффекта, кроме того, его проявление зависит от индивидуальных особенностей психики. У кого-то лучше получается раскачивать маятник, пристально глядя на него, другим достаточно думать и представлять это в своем воображении. Это происходит в зависимости от преобладания зрительного либо моторного способа ориентации в пространстве. Для тех, у кого преобладает зрительный способ, важно видение образа, а преобладающая моторная ориентация полагается на ощущения тела и направления силы тяжести.

Также идеомоторный эффект подтверждается эффектом Карпентера:

«Любое восприятие или представление порождает склонность к подобному же восприятию или представлению». Говоря то же самое простым языком, любое воображаемое движение вызывает моторную реакцию тела, воспринимаемую мозгом как реальную. Это и есть идеомоторный эффект.

Идеомоторная тренировка и научение с точки зрения нейрофизиологии

Головной мозг – тот орган, в котором происходит формирование будущего действия и передаются сигналы мышцам, где и реализуются задуманные движения. Вопрос о нейрофизиологических механизмах воздействия мысленных тренировок в данный момент остается открытым, на этот счет есть лишь теории.

В современной нейрофизиологии существует системно-селекционная концепция научения и теория функциональных систем. Она состоит в том, что в раннем онтогенезе имеют тенденцию к ускоренному созреванию локализованные в разных областях организма части системы, отвечающие за действия, необходимые для выживания. То есть, участок в коре головного мозга, отвечающий за движения, и нервные клетки, и мышцы управляемой им конечности. Нейроны изначально имеют свою специфику, а не приобретают ее, будучи универсальными. Существует также резерв нейронов или так называемые «молчащие» клетки, впоследствии используемые для разных целей. Специализация нейронов — постоянна, они никогда не «забывают» усвоенное, и вновь возникающие специализации нейронов также становятся постоянными. С такой точки зрения, формирование новых структур происходит не за счет повышения проводимости клеток и «проторения путей», а благодаря образованию новых систем из совместно активирующихся нейронов, которые могут находиться в разных частях мозга и напрямую не быть связаны между собой. Создание новой системы для достижения конкретного результата и есть важнейший механизм научения.

Читать еще:  Упражнение для ног с эспандером

Идеомоторный эффект может быть объяснен гипотезой Л. Пиккенхайна о так называемой «внутренней обратной связи», которую можно назвать нейрофизиологической основой этого явления. Л. Пиккенхайн, изучая структуру моторного акта, приходит к выводу, что в основе реальных и мысленных движений лежат схожие механизмы, различие лишь в обратном сигнале о выполненном действии. При идеомоторной тренировке такой сигнал отсутствует, но эффект выполнения все же наступает. Экспериментальным путем было выявлено существование так называемых внутренних обратных связей, возникающих на разных уровнях моторной системы.

Там «возникает на короткое время как бы копия эфферентной команды движения, которая имеется в распоряжении для сравнения с обратной сигнализацией из нижележащих уровней координации» (Пиккенхайн, 1980 г.).

Эти связи присутствуют при любых движениях, но при идеомоторных движениях объем включенных в действие уровней системы зависит от реалистичности представлений, то есть поддается контролю, но необходим первоначальный образ, на который можно опереться в воображении. Следовательно, эффективность таких тренировок зависит от наличия реального опыта подобных действий.

Выполнение идеомоторных тренировок: секреты успеха

Исследователями данного метода неоднократно упоминалось, что наибольшего успеха можно добиться, сочетая мысленные тренировки с реальными физическими упражнениями. Иными словами, очень сложно будет похудеть, лишь представляя себе бег на беговой дорожке и аэробные упражнения. А вот если сочетать то и другое, то эффективность упражнений будет куда более высокой. Кроме того, существуют условия, при соблюдении которых эффективность значительно возрастает:

  1. Воспроизводить движение мысленно нужно как можно точнее, стараясь приблизиться к реальности.
  2. Нужно подключать к мысленному представлению телесные ощущения, не просто представлять действия в уме, но как бы пропускать их через себя.
  3. Эффект от мысленных тренировок значительно возрастает, если облекать представления в четкие словесные формулировки и проговаривать их про себя перед представлением движения либо во время него.
  4. Начиная разучивать какой-либо элемент движения, нужно вначале представлять его себе в замедленном виде, стараясь лучше отследить и запомнить все нюансы.
  5. Во время тренировки желательно принять позу, близкую к реальному физическому положению, в котором выполняется действие.
  6. 6. Иногда во время идеомоторных упражнений тело начинает непроизвольно двигаться — его «ведет» вслед за воображаемым действием. Это хороший сигнал, он означает установление прочной связи между программирующей и исполняющей системами. При этом есть и обратный вид тренировки — имитация сложного действия, которая выполняется, например, во время разминки. В сочетании эти два вида тренировки могут дать отличный эффект.
  7. Не нужно думать о результате во время действия, лучше ориентироваться на процесс. Ориентировка на результат создает в головном мозге доминанту, мешающую процессу тренировки. Возникает эффект, называемый «очень сильно хотел и перестарался».

К физическому выполнению движения можно приступать тогда, когда идеомоторный образ станет очень четким, ярким и постоянным, «разогреются» соответствующие мышцы.

Очень важно контролировать выполнение действие, чтобы оно было правильным и без ошибок, ведь исправить их в дальнейшем уже будет сложнее. Намного легче в идеомоторной тренировке отработать сложное упражнение правильно, чем потом восстанавливаться после полученной травмы.

Применение идеомоторных тренировок

На идеомоторном эффекте основан аутотренинг, он применим для саморегуляции и развития некоторых навыков, например, техники скорочтения. Также идеомоторные тренировки широко применяются в спорте: за счет мысленного повторения движений спортсмен быстрее осваивает и совершенствует их технику, также это помогает настроиться перед выполнением упражнений, что делает тренировки более эффективными. Особенно широко применяется этот метод в спортивной гимнастике, аэробике, борьбе, йоге и танцах. Возможность увидеть себя со стороны в своем воображении — это большое подспорье в развитии координации и улучшении точности движений. Иногда тренеры используют этот способ, чтобы вывести напряжение определенных групп мышц на необходимый уровень, для создания нужного эмоционального настроя перед спортивными состязаниями.

Еще одно важное применение идеомоторики — это восстановление от последствий тяжелых травм и инсультов, когда тело «забывает» известные раньше действия и приходится обучаться им заново. Иногда обучение напрямую невозможно из-за ограничений подвижности, но если память хранит эти умения, мысленная тренировка способна помочь их восстановить.

Незаменимы идеомоторные тренировки для профессиональных музыкантов. Например, бывают ситуации, когда необходимо тренироваться, а инструмента под рукой нет, и тогда идеомоторная тренировка вполне может стать доступной альтернативой реальной репетиции.

Также в принципе любой навык, необходимый для жизни, может быть сформирован подобным образом. Идеомоторные тренировки позволяют освоить больше навыков в сжатые сроки и сделать это эффективнее, а заниматься ими можно практически в любых условиях, ведь для них необходимо только собственное воображение, свободное время и ничего более.

Идеомоторная тренировка позволяет поднять планку своего возможного максимума: представив сложное действие в своем воображении, затем становится возможным осуществление его в реальности.

Список использованной литературы:
  • 1. Ашмарин Б. А. «Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры)». – М.: Физкультура и спорт, 1978, 224 с.
  • 2. Забельский С. Ю. «Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту». – Ставрополь: Сервисшкола, 2005, 24 с.
  • 3. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. М., 152 с.
  • 4. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. «Психические технологии управления состоянием человека». – М.: «Смысл», 2007 г.
  • 5. Карвасарский Д. Б. «Психотерапевтическая энциклопедия». – С.-Пб.: «Питер», 2006 г. Александров Ю. И. «Научение и память: системная перспектива». Лаборатория нейрофизиологических основ психики им. В.Б. Швыркова, институт психологии РАН, Москва.

Автор: Надежда Козочкина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Пример идеомоторной тренировки

Приведу пример из далекого уже 1971 года. То, что я увидел тогда, буквально ошеломило меня и не перестает удивлять до сих пор. Дело было в Душанбе, на олимпийской базе по прыжкам в воду. На так называемом “сухом” трамплине (с которого прыгают не в воду, а в яму, заполненную поролоном) тренировалась мастер спорта, входившая в пятерку лучших в стране. Спортсменка отрабатывала прыжок “из передней стойки два оборота вперед в группировке с разбега”. Её тренер, довольно молодой человек, имевший несколько учеников, входивших в сборную команду СССР, сидел, откинувшись на спинку стула, закинув ногу на ногу, и очень спокойно, даже философски-меланхолично говорил после каждого прыжка одну и ту же фразу: “Надя, выноси руки. ” Наблюдая со стороны за ходом тренировки, я подсчитал, что это он повторил 22(!) раза, после чего так же очень спокойно произнес: “Надя, пошла к черту. “. На этом тренировка закончилась и расстроенная спортсменка, ни сказав ни слова, ушла. Подойдя к тренеру, я назвал себя и между нами произошел короткий разговор:

– Скажите, пожалуйста, почему Надя никак не выполняла Вашего указания?

– Это нужно у нее спросить, – многозначительно усмехнувшись, ответил тренер.

– А можно мне разобраться в чем тут дело?

– Пожалуйста! – как бы одаривая высочайшей милостью, ответил он, за что я ему весьма благодарен, так как в те годы нередко на мое предложение оказать ту или иную помощь спортсменам, их наставники отвечали в том плане, что “не лезьте, уж, в душу с разными там психологиями”.

Пригласив Надю к себе в номер, я спросил ее: “Скажите, пожалуйста, что такое “выноси руки”? И эта 16-летняя весьма смышленая и приятная девушка объяснила мне, что в момент отталкивания от трамплина кисти рук нужно поднять над собой (“вынести”) предельно высоко и лишь после этого начинать “крутку”, то есть то вращательное движение вперед, с которого и начинается само сальто.

– А в чем была Ваша ошибка?

– Я поднимала руки лишь до уровня плеч, не выше головы и сразу начинала “крутку”.

– Почему же Вы, зная, что нужно делать, не делали этого? – удивился я.

– Не знаю. – растерянно ответила девушка. – Я знаю, что надо делать, но не знаю почему это у меня не получается.

Подобный ответ я слышал потом не раз от многих спортсменов, представлявших самые различные виды спорта – он является весьма характерным при неспособности точно выполнить нужное движение. Итак, запомните эту формулировку – я знаю, что надо делать, но не знаю почему у меня это не получается. А я теперь знаю, почему.

С помощью грузика, подвешенного на нитке к указательному пальцу ведущей руки я проверил у спортсменки качество связей между ее мозгом и мышцами – они оказались вполне удовлетворительными, на хорошую “тройку”. Затем объяснил в чем сущность идеомоторных образов и чем они отличаются от зрительных и попросил сделать следующее – стоя с опущенными руками закрыть глаза и идеомоторно представить правильный “вынос” рук, после чего открыть глаза – для меня это будет сигналом, что задание выполнено. Включил секундомер и стал наблюдать за спортсменкой. Прошли три секунды (время, более чем достаточное, чтобы представить правильный “вынос” рук), шесть секунд, десять, а спортсменка все еще не открывала глаз. – В чем дело, Надя? – мягко спросил я. – Не могу представить, – ответила она виновато. Я не поверил, я был поражен! Мне в те годы казалось, что представить можно всё, что угодно, а тем более такое простое движение как “вынос” рук. Опыт повторили. Снова прошло 10 секунд, а глаза по-прежнему оставались закрытыми.

Читать еще:  Упражнения для боков и талии

– Простите, – прервал я опыт, – а что Вам видится, что происходит в Вашей голове, когда Вы представляете правильный “вынос” рук?

– Я вижу, что руки поднимаются на уровень плеч, не выше головы, а дальше никак не идут. Но я очень стараюсь их мысленно поднять так, как надо. Не получается. – растерянно ответила девушка.

Так вот где, как говорится, собака зарыта! Многократно (не 22 раза, а по меньшей мере 1222 раза) произведенные неверные движения оставили в памяти спортсменки настолько прочный соответствующий след, что он никак не хотел уступать места правильному мысленному представлению этого элемента спортивной техники.

Чтобы выйти из создавшегося положения, мы поступили следующим образом – с помощью правильно выполняемых “выносов” рук начали “пробивать” путь от мышц в мозг. Для этого Надя 10 раз подряд в слегка замедленном темпе и очень точно физически произвела правильный подъем рук, произнося каждый раз слово “вверх!”. Выполнив такое задание три раза подряд с перерывами в одну минуту, Надя снова закрыла глаза и попробовала мысленно представить нужное движение в его идеальном варианте. Теперь ее руки в ее мысленном представлении стали подниматься несколько выше, чему она очень удивилась и обрадовалась. В общем, поработав таким образом около 40 минут, мы добились, что спортсменка наконец-то смогла представить правильный “вынос” рук и начала это мысленно делать столько раз подряд и правильно, сколько требовалось. А на следующее утро во время тренировки ее руки как бы сами по себе начали выполнять нужное движение так, как это полагалось!

– А вы оказывается можете работать тренером, – несколько удивленно сделал вывод наставник Нади.

Идеомоторная тренировка

Содержание:

Можно ли стать обладателем крепкого, стройного тела без прикладывания серьезных физических усилий? Да, совсем необязательно заниматься по системе кроссфит или проводить многие часы на беговой дорожке. Существует особое направление – идеомоторная тренировка.

Давно доказано, что мысленное представление при правильном подходе позволяет значительно повысить качество отработки движений и достаточно быстро привести мускулатуру в тонус. И идеомоторная тренировка в этом случае полностью это доказывает. Что интересно, заниматься по данной программе могу даже люди, находящиеся на реабилитационном периоде или во время болезни. Но обо всем подробнее.

Что представляет собой?

Идеомоторные тренировки – уникальное спортивное направление, предусматривающее мысленную проработку каждого элемента выбранной схемы. При правильном настрое и выполнении мозг посылает к прокачиваемой мускулатуре специальные импульсы, в результате чего тело постепенно приходит в тонус. В чем суть:

  • При классическом тренинге атлет включает абсолютно все чувства: зрение, слух, обоняние и осязание.
  • При мысленной проработке все второстепенные факторы как будто «отключаются». Все внимание максимально концентрируется на мышечных и суставных структурах.

Перед началом тренировок по данной схеме, необходимо разобраться в теории – узнать последовательность действий и изучить каждую деталь, которая может в процессе оказаться важной. Далее начинается реализация освоенного, включающая повторение воображаемого с закреплением результата.

Кому нужны?

ИТ – это целый комплекс упражнений, который наиболее всего подходит людям с хорошей физической формой или спортсменам с прокачанной мускулатурой. Для новичков такие тренировки менее эффективные. Есть несколько категорий лиц, кому лучше всего среди разнообразия занятий выбирать именно идеомоторные:

  • Атлеты для дальнейшего развития и трансформации.
  • Люди на реабилитационном этапе после перенесенных травм или операций.
  • Люди, нуждающиеся в стабилизации психологического состояния.

Если научиться ставить мысли под контроль, можно в кратчайшие сроки усовершенствоваться во многих направлениях.

Интересный факт. Идеомоторные тренировки эффективны при отсутствии занятий спортом по объективным причинам: травмы, временное отстранение или болезнь. Если на данном периоде атлету необходима реабилитация или небольшой перерыв, ИТ станут отличной альтернативой. Они помогут сохранить тонус.

Принципы

ИТ предполагает качественную мысленную работу. Чтобы гарантированно получить результат, необходимо следовать нескольким простым принципам:

  • Точность создания мысленного образа. Чем четче и точнее, тем меньше ошибок будет во время отработки представляемого спортивного элемента.
  • Связь с мышцами. Тренировка эффективна только в случае полного единения с мышцами. Спортсмен должен ощущать связь с мускулатурой и быть полностью сконцентрирован на работе.
  • Дополнительное использование словесных описаний каждого выполняемого элемента. Наукой доказано, что при текстовом подкреплении эффективность тренировок в несколько раз повышается. Желательно каждое выполняемое упражнений проговаривать вслух.
  • Представление упражнения в замедленном режиме. Это позволяет лучше и точнее понять технику.
  • Принятие правильной позиции. Упражнение представляем в позе, по максимуму приближенной к реальной. В этом случае человек гораздо быстрее настраивается и приобретает связь с мышцами.
  • Непроизвольные движения. Если человек в процессе идеомоторной тренировки начинает неконтролированно двигаться, значит, достигнута связь между мыслями и мускулатурой.

Интересный факт. Для повышения эффективности в процессе тренировки используются специальные тренажеры. Они помогают человеку концентрироваться на определенных позах, выполняя упражнения намного качественнее.

Техника выполнения упражнений

Упражнения по данной схеме выполняются строго в определенной последовательности деятельности:

  • Закрываем глаза. «Выкидываем» из головы все мысли. Максимально расслабляемся. Делаем глубокий вход и сразу же выдох.
  • Мысленно представляем свое тело. Стараемся прочувствовать мышцы – снизу вверх.
  • Максимально концентрируемся на прорабатываемом участке тела.
  • Медленно выполняем упражнения. Не нужно думать о результате. Максимальная концентрация на действии.
  • Мысленно делаем элемент несколько раз с проговариванием своих действий вслух. На данном этапе возможно возникновение судорог и мышечного напряжения.
  • Когда упражнения выполнено, представляем результат – повышенная функциональность, прокачанные, рельефные мышцы и пр.


Идеомоторные упражнения: реальный результат без физических усилий

Чтобы стать обладателем идеального тела, необходимо комбинировать занятия в тренажерном зале с ментальными (идеомоторными) тренировками. Научно доказано, что визуализация может повысить точность и правильность выполнения упражнений, и даже привести в тонус мышцы. Но главное преимущество в том, что выполнять подобные тренировки можно даже во время болезни или при реабилитации.

Что такое идеомоторные упражнения и кому они необходимы?

Идеомоторные упражнения — это мысленное прорабатывание каждого элемента обычной тренировки. При правильном выполнении, мозг человека посылает особые импульсы к прорабатываемым мышцам, благодаря чему, соответствующие волокна приходят в тонус. Во время обычной тренировки, спортсмен задействует все чувства (зрение, слух, обоняние, осязание). Мысленные упражнения же позволяют на время “отключить” второстепенные факторы и направить максимум усилий и внимания к необходимым суставам и мышцам.

Идеомоторные тренировки необходимы:

  • людям с ограниченными возможностями;
  • больным, которым противопоказаны реальные физические нагрузки;
  • спортсменам в период подготовки к соревнованиям;
  • новичкам в тренажерных залах для заучивания правильной техники выполнения упражнений;
  • продвинутым спортсменам, которые долгое время не могут улучшить результаты.

Изначально идеомоторные упражнения применялись для улучшения когнитивных способностей (к таковым относится: речь, умение рассуждать, обучаться новому), но с 60-х годов прошлого века технику переняли советские и американские тренеры.

Упражнение “Бой с тенью” можно назвать идеомоторным упражнением

Мысленное выполнение упражнений оказалось особенно полезным для спортсменов, которые принимают участие в соревнованиях с несколькими подходами (тяжелоатлеты, гимнасты, прыгуны в воду). После неудачного выполнения реального упражнения, спортсмены которые проигрывали в голове следующий подход, в итоге показывали лучшие результаты.

Зачем выполнять идеомоторные упражнения?

Кроме таких очевидных преимуществ, как повышение тонуса мышц, и восстановление двигательных функций, идеомоторные упражнения помогут:

  • развить уверенность в своих силах;
  • подготовиться к различным вариантам развития ситуации (актуально для участников командных видов спорта, спаррингов);
  • сосредоточиться на мельчайших деталях.

Идеомоторные тренировки будут полезны, даже если человек не занимается профессиональным спортом и редко посещает тренажерный зал. Можно представлять выполнение асан, или упражнений на растяжку мышц и суставов, чтобы отдохнуть и восстановить силы во время рабочего дня. Поможет ментальная техника и тем, кому предстоит физическая работа после тяжелой бессонной ночи.

Как правильно выполнять идеомоторные упражнения?

Суть идеомоторных упражнений заключается в посыле мозгового импульса к определенным группам мышц. Так как впервые сделать это сложно, можно руководствоваться обобщенной инструкцией.

  1. Закрыть глаза, очистить разум (ни о чем не думать) сделать несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот.
  2. Представить свое тело. Попытаться прочувствовать каждую мышцу, двигаясь от макушки до пяток. Не нужно смотреть на себя со стороны!
  3. Сосредоточить внимание на той части тела, которая будет прорабатываться.
  4. Представить медленное выполнение реального упражнения. Максимум времени нужно уделять визуализации процесса, а не результата.
  5. Мысленно сделать несколько подходов, уделяя внимание мельчайшим деталям техники выполнения упражнения. Не стоит себя сдерживать и “зажимать”, если ощущаются внезапные подергивания или легкие судороги.
  6. После завершения выполнения запланированных подходов, мысленно представить результат (более рельефный торс, конечность, восстановившую функциональность) и похвалить себя.

Если идеомоторные упражнения планируется выполнять с целью восстановления конкретных групп мышц (например, при параличе или после перенесенных переломов), то необходимо предварительно посоветоваться с инструктором ЛФК. После подробного изучения врачебных заключений, специалист подберет именно те упражнения, которые активизируют пораженную группу мышц.

Читать еще:  10 упражнений на гибкость

Людям с парализованными конечностями рекомендуется выполнять идеомоторные тренировки с привлечением родственников или инструкторов. Например, при мысленном подтягивании колена к груди, помощник может реально притянуть полусогнутую парализованную ногу к груди больного. Таким образом предотвращаются пролежни, застои жидкости, а мозг заново учится соотносить посылаемые импульсы с реальными движениями.

Если идеомоторные тренировки будут выполняться здоровым спортсменом с целью улучшения результативности и повышения тонуса, то начинать занятия можно в любую секунду.

Если цель мысленных упражнений — улучшение техничности, то лучше всего выполнять “ментальную разминку” прямо перед реальной тренировкой или соревнованиями.

А при работе на тренажерах, рекомендуется мысленно прорабатывать нужные мышцы прямо во время выполнения подходов. Но если идеомоторные упражнения выполняются для улучшения функциональности мышц, то лучше выбрать утреннее или вечернее время, когда организм наиболее расслаблен. Активные исследования мысленных тренировок далеки от завершения, поэтому универсальной стратегии выполнения упражнений нет. Каждый спортсмен может корректировать алгоритм мысленных тренировок “под себя”.

Когда можно будет заметить первые результаты?

Эффективность идеомоторных тренировок напрямую зависит не от физической подготовки, а от психологического состояния человека. Только максимальная концентрация и согласованность позволит быстро достичь реальных результатов. Быстрее всего заметят положительные изменения спортсмены, которые занимаются борьбой, или боевыми искусствами.

При правильной подготовке, точность и техничность ударов повышается уже после 2х-3х мысленных занятий. Люди, которые проходят реабилитацию и выполняют полный комплекс упражнений ЛФК в сочетании с идеомоторными техниками, восстанавливают здоровье гораздо быстрее, чем не занимающиеся пациенты.

Если кажется, что видимых результатов нет, необходимо проверить правильность выполнения упражнений. Для этого понадобится помощь со стороны. Нужно надеть короткие шорты и представить выполнение любого упражнения для ног. Если наблюдающий заметит микро судороги, подкожные подергивания, то это значит, что тренировка проходит правильно и рано или поздно удастся получить реальный результат.

Если хронические болезни или травмы не дают возможности заниматься спортом, обязательно нужно освоить идеомоторную технику. Пригодится умение мысленно выполнять упражнения и тем, кто желает улучшить спортивные результаты и привести мышцы в тонус.

Идеомоторные упражнения в лечебной физкультуре: примеры тренировок

Современная медицина представляет широкий спектр различных тренировок, которые направлены на реабилитацию больных после тяжелых заболеваний. Например, восстановление движений после инсульта, травм головного или спинного мозга и прочее. Один из наиболее новых и прогрессивных методов – выполнение идеомоторных упражнений. Подробно о сути этой методики, а также примеры тренировок далее в статье.

Коротко о принципах тренировки

Название идеомоторных физических упражнений произошло от слова idea, что в переводе с греческого означает “образ”, и motor, которое с латыни переводится как “движение”. Суть данных тренировок заключается в том, что когда человек представляет какой-то двигательный акт, в его головном мозге появляются импульсы, подобные тем, которые возникают и при совершении этого акта.

Раньше идеомоторные упражнения широко применялись для развития интеллекта, когнитивных способностей. На современном этапе все большее внимание уделяется образному мышлению для развития двигательных функций.

Ученые, которые разрабатывали идеомоторные тренировки, утверждают, если длительное время представлять какой-либо двигательный акт, можно добиться таких же результатов, как при регулярном повторении физических упражнений. Данный эффект используется не только в лечебной физкультуре для реабилитации больных. Он также применяется для тренировки спортсменов. Усердно представляя на протяжении длительного времени какой-либо двигательный акт, в итоге можно довести его до совершенства.

Опыт с маятником

Чтобы доказать самому себе эффективность идеомоторных упражнений, рекомендуют сделать простой опыт. Для этого на нитку длиной 20 или 30 см нужно подвесить какой-то предмет. Например, ключ или кольцо. Далее следует нарисовать круг на листе бумаги и разделить его на 4 сектора. Конец нитки берут в руку и ставят локоть на стол.

Если на данном этапе представить, как маятник двигается в определенном направлении по отношению к кругу, он действительно начинает перемещаться соответственно вашему образу. Хотя рука в этот момент находится в абсолютно расслабленном состоянии. Например, вы представили движение маятника против часовой стрелки. Он действительно начинает двигаться таким образом.

Конечно, опыт редко получается с первого раза. Некоторым нужно пристально смотреть на груз, у кого-то лучше получается представлять с закрытыми глазами.

Психологические особенности организма

Эффективность идеомоторных упражнений в ЛФК во многом зависит от индивидуальных особенностей человеческой психики. В зависимости от способа ориентации в пространстве люди делятся на два типа:

  • моторные или двигательные;
  • зрительные.

Если для людей первого типа для осуществления двигательного акта более важны ощущения сокращения мышц, чувство силы тяжести, то для зрительного типажа людей большую роль играют визуальные ориентиры. Поэтому первому типу людей рекомендуют представлять сокращение своих мышц, попробовать почувствовать, как сокращение и расслабление мышечных волокон сменяется во время двигательного акта. Второму типажу легче использовать образ воображаемого человечка, который делает определенные движения. Зрительному типу проще развивать когнитивные способности при помощи воображения.

Правила выполнения упражнений

С первого взгляда может показаться, что идеомоторные упражнения очень простые. Лежи и представляй себе, как ходишь, двигаешь руками и так далее. Но таким образом едва ли получиться добиться существенного результата. Необходимо представлять не только двигательный акт, но и все этапы его осуществления. Нужно вспоминать, как сокращаются мышцы во время определенного движения, какие ощущения появляются при этом.

Для максимальной эффективности идеомоторных тренировок нужно следовать нескольким правилам:

  1. Представлять в удобной для себя позе, желательно с закрытыми глазами.
  2. Представлять движение максимально подробно, полностью концентрируя на нем свое внимание.
  3. Представлять движение в замедленном действии.
  4. Если вдруг появляется ощущение подрагивания мышц или судороги, не стоит зажиматься и прекращать выстраивать образ.
  5. Сосредотачиваться на каждой группе мышц в отдельности. Думать, какие мышцы растягиваются при этом. То есть образ должен подкрепляться мышечно-суставным чувством.

При успешном выполнении перечисленных выше правил через какое-то время человек начинает непроизвольно двигаться. Это значит, что устанавливаются прочные связи между программирующей и устанавливающей системами.

Пример идеомоторной тренировки для расслабления: подготовительный этап

Устройтесь как можно более удобно, максимально расслабьтесь. Очистите голову от всех ненужных мыслей. Отгоните тревогу и неуверенность. Нужно быть максимально уверенным в результате и оптимистично настроенным.

Психологи рекомендуют уделять внимание правильному дыханию. Дышать следует глубоко, чередовать глубокие вдохи и выдохи. После нескольких таких циклов дыхания сделайте максимально глубокий вдох. Мысленно втяните верхнюю часть живота и выдохните. В этот момент под грудью появляется ощущение тепла. Чтобы закрепить это приятное ощущение, повторите упражнение.

Пример идеомоторной тренировки: расслабление ног и туловища

Теперь пришло время сосредоточиться на разных участках тела. Начнем с ног. Вообразите, что вы сначала поднимаете ноги вверх, вытягиваете их, а затем расслабляете, опустив пятки вниз. В нижней части ног (икрах, стопах) появляется ощущение тепла. Повторите упражнение несколько раз мысленно, чтобы несколько продлить это ощущение.

Чтобы расслабить противоположную группу мышц, представьте, что тяните носки максимально вверх. Вообразите напряжение стоп, голени и резко расслабьте. Ноги от пяток и колен окутывает приятное тепло.

Теперь пришло время расслабить верхнюю часть ног и туловище. Для этого представьте, что вы подняли ноги высоко-высоко, согнули их в тазобедренном суставе. Вытяните их мысленно вперед, а потом резко расслабьте. Все ноги вплоть до туловища покрываются приятным теплом, будто вы опустились в горячую ванну. Повторите упражнение несколько раз.

Пример идеомоторной тренировки: расслабление рук и шеи

После того, как нижняя часть тела полностью расслаблена, перейдем к примерам идеомоторных упражнений для ощущения легкости в руках.

Сначала посмотрите внутренним взглядом на свои руки: плечи, локти, предплечья, кисти, пальцы. Прочувствуйте, как каждое мышечное волокно расслабляется. Ощутите тепло, которое идет от кончиков пальцев по всему телу. Чтобы повысить это ощущение, представьте, как вы крепко сжимаете руки в кулаки. Подержите их так несколько десятков секунд, а потом резко расслабьте руки. В кистях должно появиться легкое покалывание.

Потом вообразите, что вытягиваете руки максимально вперед. Представьте, как растягиваются все мышечные волокна, и тело подается вслед за руками. После этого резко расслабьте руки. Представьте, как растопыриваются пальца на обеих кистях. Сохраните это ощущение на несколько секунд, затем резко расслабьтесь.

Чтобы сбросить напряжение в верхней части рук и плечевом поясе, вообразите, как напряжены все мышцы наверху. Представьте, как вы стараетесь дотянуться плечами до мочек ушей. Потом быстро опустите плечи, мысленно расслабив каждую мышцу.

Расслабьте шею, сначала представив, как все мышцы на ней максимально напряжены, после чего они внезапно становятся релаксированными.

Идеомоторные тренировки для реабилитации

Методы идеомоторных упражнений для реабилитации после травм или инсультов лучше всего применять после тренировок на расслабление тела, которые представлены выше. Таким образом, все мышцы будут расслаблены. Тело более податливо для тренировки образами.

Выбор вида идеомоторного упражнения зависит от того, функция каких мышц пострадала. Так, при наличии пареза (слабости) в правой руке нужно представлять именно эту мускулатуру. Лучше делать это следующим образом:

  1. Сделать идеомоторные упражнения на расслабление.
  2. Далее начинать представлять движения в руке, начиная с дистальных отелов (кончиков пальцев) до проксимальных (плечевого пояса).
  3. Начинать следует с более простых упражнений: сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в руке.
  4. Постепенно переходят к более сложным образам: письмо, держание ложки и прочее.

Заключение

Рассказывая о том, что это – идеомоторные упражнения, стоит отметить, что они являются скорее дополнением к основной лечебной физкультуре в реабилитации больных. Лучше всего ускоряет восстановление двигательных функций выполнение всего комплекса ЛФК: 14 изотонические, изометрические и идеомоторные упражнения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector