Методика обучения технике бега на средние дистанции
Fitnesscity56.ru

Спортивный портал

Методика обучения технике бега на средние дистанции

Методика обучения технике бега на средние дистанции

Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике бега на средние дистанции

Средства: краткий рассказ об особенностях техники бега на средние дистанции; демонстрация техники бега (кинокольцовки, видеомагнитофон, бегуном); опробование – повторные пробегания занимающимися 60-100 м (2-5 раз); идеомоторные и смысловые представления движения.

Методические указания: в начале курса, отдельной задачи (по необходимости). Образное описание основных элементов техники, подкрепляемое показом на месте, рисунками и кинограммами. Показ техники сбоку, спереди и сзади на различных скоростях, акцентируя внимание на основных элементах. Визуально выявить наиболее общие ошибки и дать рекомендации по их устранению. Выполняются на этапах совершенствования как формы моделирования, так и управления своими движениями.

Задача 2. Обучить основным элементам техники бегового шага

Средства: имитация положений головы, туловища, рук и ног в разных фазах бегового шага; имитация движений руками на месте; бег с высоким подниманием бедра (с переходом на обычный бег); бег со складыванием голени (с переходом на обычный бег); прыжкообразный бег с ноги на ногу (с переходом на обычный бег); бег с загребающей постановкой ноги (с переходом на обычный бег); семенящий бег (с переходом на обычный бег); бег спиной вперед.

Методические указания: в разминке и частично основной части тренировки. Выполнять фронтальным способом. Обратить внимание на моменты постановки ноги на опору, вертикали, окончания отталкивания, разведения бедер. Выполняется при вертикальном положении головы и туловища и разведенных плечах ритмично и ненапряженно. Выполнять поточным способом. Акцентированный вынос бедра с торможением в верхней точке. Выполняется на высокой стопе при небольшом продвижении вперед. Акцентирование на реактивном продвижении пятки под ягодицу. Упругая постановка стопы сверху с последующим взрывным продвижением вперед. Задания на вертикальные и горизонтальные направления толчка. Акцентировать на «захват» опоры всей стопой с последующим активным продвижением вперед. Упругость в постановке стопы. Постепенность увеличения амплитуды подъема бедра. Слитность в обратном выполнении основных элементов бегового шага.

Задача 3. Обучить технике бега по прямой с равномерной и переменной скоростью

Средства: ходьба с акцентированной имитацией основных элементов бегового шага (выноса бедра, постановки стопы, проталкивания вперед, разведения и сведения бедер) и их сочетания; медленный бег с постановкой ног на дорожку по одной линии; бег в полсилы с акцентом на отдельные моменты техники; бег маховым шагом со средней скоростью; бег с ускорением и переходом на маховый бег по инерции; бег с переключениями по 80-100 м; закрепление в непрерывном беге: кроссовом, переменном, темповом, фартлеке; закрепление и совершенствование элементов техники в специально-подготовительном режиме; совершенствование на тренажерах.

Методические указания: в разминке и основной части тренировки. Прохождение вертикали при угле в коленном суставе 140-150°, торможение бедра в верхней точке, складывание пятки под ягодицу, захватывающая постановка стопы с последующим активным протягиванием, последовательность проталкивания – сначала в тазобедренном, потом голеностопном суставах. Упругая постановка стопы, прямолинейность направления движения. Добиваться естественности выполнения: прыжкообразного проталкивания, быстрого складывания голени, проворота в тазобедренном суставе и т.д. Обратить внимание на ведущее значение маха бедром за счет его разгона и торможения. Поддерживать набранную скорость с оптимальным напряжением и максимальной свободой и естественностью движений. Выбирать сочетания: «быстро-свободно», «на частоту – на длину шага», «разгон-инерция» и т.д. Концентрация на общем состоянии (смыслового содержания техники бега) или отдельных моментах техники. Сопряжение развития качеств и техники.

Бег на буксире, на тредбане с «облегчающей подвеской» с контролем своих действий по монитору.

Задача 4. Обучить технике бега по повороту

Средства: бег с изменением направления движения: змейкой, по кругу, среди деревьев и т.д.; бег по кругу с постепенным увеличением радиуса поворота; выбегание с виража на прямую; вбегание с прямой на вираж; повторный бег по виражу.

Методические указания: в разминке и основной части тренировки. Следить за изменением наклона туловища внутрь и перекрестной работой рук. Выполнять против часовой стрелки. Начинать с низкой скорости и диаметра 20-30 м, увеличивая постепенно диаметр и скорость. Плавность выхода, постепенность выпрямления туловища, переход на симметричную работу рук. Постепенный наклон туловища и переход на акцентированное выведение правой ноги и отведение правой руки. Следить за компенсационностью наклона туловища, постановкой правой стопы и работой правой руки.

Задача 5. Обучить технике высокого старта и стартового разгона

Средства: изучение стартовых положений: «На старт!», «Марш»; выполнение стартов по одному и в группе; стартовый разгон при беге на 1500 м; стартовый разгон при беге на 800 м; закрепление в повторных, интервальных и переменных работах.

Методические указания: в разминке и основной части тренировки. Контролировать удобство и устойчивость стартовых положений при общем и раздельном старте. Обращать внимание на наклон туловища, размашистость работы рук, своевременность выталкивания вперед. Постепенность набора скорости и перехода к 1-й дорожке; умение поддерживать ее на отрезках в 200-300 м. Особенности разгона на повороте при общем и раздельном старте; умение поддерживать при этом скорость на отрезках 100-150 м. Добиваться наиболее оптимального прохождения стартового разгона.

Задача 6. Совершенствование техники бега на средние дистанции

Средства: совершенствование в режиме бега «на технику»; совершенствование в режиме стартовых ускорений; совершенствование в режиме планируемой среднедистанционной скорости; совершенствование в режимах специальной выносливости; совершенствование в режиме соревнований.

Методические указания: в основной части тренировки и частично в соревнованиях. Повторные пробегания отрезков 4-8 х 60-100. Акцентирование на элементы и смысл. Использование видеокамеры для мониторинга своих действий. Повторное, переменное и интервальное совершенствование стартового разгона: 4-6 х 120-300 м – 1-2 серии. Повторное, переменное и интервальное пробегание с соревновательной скоростью: 4-6 х 200-400 м / 2-4 серии. Повторное и интервальное пробегание длинных отрезков с соревновательной скоростью: 2-6 х 400- 800 м. В группе использовать поочередное ведение и переключения. Модельные тренировки, прикидки, контрольные старты с акцентом на технику по смыслу на целостность выполняемого упражнения.

Методика обучения технике бега на средние дистанции

Введение

Бег – естественный способ передвижения человека, он является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

В беге целью является быстрое передвижение тела с одного места на другое. Дистанции от 500 до 3000 метров считаются средними. Бег на эти дистанции характеризуется ритмичностью смены фаз, равномерностью, экономичностью и естественностью. Как и все циклические виды (плавание, коньки, лыжи и др.) бег характеризуется тем, что отдельные звенья тела (и само тело) в процессе движения многократно возвращаются в положение, аналогичное исходному, т.е. многократно повторяет одни и те же циклы движений. На средних дистанциях спортсмен старается бежать быстро, но со скоростью, которая обеспечит ему возможность сохранить достаточно энергии, чтобы закончить дистанцию.

Техника бега

Техника бега – это зрительное восприятие внешней формы действий, а также качественное содержание движений бегуна, его умений затрачивать минимум усилий на продвижение вперед и включать в работу необходимые группы мышц.

Каждому бегуну присущи свои особенности в технике бега, но, все же, должно присутствовать следующее: упругая постановка ноги, энергичное отталкивание, свободное (расслабленное) движение ног в фазе полета, постоянство беговой позы.

Бег нужно рассматривать как целостное упражнение, которое условно можно разделить на четыре основные части:

a. начало бега (старт);

b. стартовый разбег;

c. бег по дистанции;

В беге на средние дистанции высокий старт используется как исходное положение.Задача старта – принятие оптимальной исходной позы для создания благоприятных условий развития стартового ускорения ОЦМТ и быстрого его передвижения в нужном направлении.

После сигнала стартера спортсмен совершает стартовый разгон (разбег), задачей которого является стремление быстрее набрать необходимую для данной дистанции скорость и постепенно принять свойственное для бега по дистанции положение.

Техника бега по дистанции характеризуется широкой амплитудой движений в тазобедренных суставах при слегка наклоненном вперед туловище, активной загребающей постановкой стопы, относительно постоянной длиной и частотой шагов, использованием инерции движения отдельных звеньев и всей массы бегуна. Задача этой части заключается в стремлении спортсмена достичь оптимальной скорости бега и возможно дольше ее сохранить. Маховая нога после отрыва от опоры “складывается”, выносится вперед, что осуществляется за счет движения бедра, которое начинает выполнять в этот момент ведущую роль (у сильнейших бегунов на средние дистанции высота подъема бедра маховой ноги доходит почти до горизонтали), разгибается для начала взаимодействия с опорой. Мышцы-сгибатели тазобедренного сустава определяют скорость (продолжительность) выноса маховой ноги вперед. Опорная нога работает в фазах амортизации и отталкивания. Одновременное увеличение силы как сгибателей, так и разгибателей тазобедренных суставов должно дать одновременное увеличение длины шагов и темпа бега, т.е.

При беге по дистанции спортсмен держит туловище прямо, с небольшим наклоном (4 – 5º) вперед. Причем, наклон туловища увеличивается к моменту отталкивания и уменьшается в момент приземления. Руки при беге согнуты под прямым или более острым углом и свободно двигаются вперед-назад в соответствии с движениями ног, плечи не напряжены и мягко опущены. При движении руки вперед соответствующее плечо также выходит вперед, компенсируя движения противоположной ноги, руки и таза.Переход от стартового разбега к бегу по дистанции должен совершаться постепенно, и четкой границы между этими частями нет.

Задача при финишировании состоит в стремлении спортсмена увеличить скорость, а также использовать заключительное усилие на последнем шаге, чтобы раньше пересечь створ финиша.

Для бегунов на средние дистанции длина финишного отрезка зависит от таких факторов, как скоростные возможности спортсмена и его соперников, длины дистанции. Своевременное начало финишного ускорения при беге на выносливость связано с правильным расчетом резервных сил бегуна. Характерными особенностями техники бега на финише являются повышение частоты шагов и увеличение угла наклона вперед.

Методика обучения технике бега на средние дистанции.

Обучение технике бега несколько отличается от обучения другим видам легкой атлетики. Это связано с тем, что все начинающие в какой-то степени владеют техникой бега, т.е. умеют бегать.

В связи с этим, прежде чем приступить к обучению технике бега, целесообразно на первых занятиях ознакомиться с особенностями каждого обучаемого и определить их индивидуальные недостатки, это снимет элемент подражания «идеальному» представлению о технике бега на средние дистанции.

Существует определенная последовательность в обучении технике бега, одинаковая для всех возрастов:

Задача 1. Ознакомить с техникой бега на средние и длинные дистанции.

Решение этой задачи начинается с выявления индивидуальных особенностей занимающихся. С этой целью им предлагается поочередно сделать несколько пробежек со средней скоростью на отрезках 80—100 м. Затем необходимо каждому указать на его наиболее грубые ошибки. Далее объясняются особенности техники бега, правила соревнований, и, наконец, преподаватель или квалифицированный бегун демонстрирует технику бега. В технике бега принято выделять опорную и маховую ноги.Создать представление о технике бега помогают кинограммы, фотографии, рисунки, наглядные пособия. После этого занимающиеся выполняют еще несколько пробежек на отрезках 5—100 м.

Задача 2. Обучение технике бега по прямой.

Обучение бега по прямой начинается с показа бега, а затем создаются условия для правильного выполнения отдельных элементов техники.Основным средством обучения данного вида легкой атлетики будет многократный бег с ускорением на различных отрезках, который должен проводиться сначала в медленном темпе, а по мере освоения навыков бега – с более высокой скоростью.В процессе обучения преподаватель должен помнить об основных требованиях к технике бега:

v прямолинейная направленность;

v полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выпадом вперед бедра маховой ноги;

v захлестывание голени маховой ноги в момент вертикали;

v свободная и энергичная работа рук;

v прямое положение туловища и головы;

v быстрая и мягкая постановка стопы на грунт с передней части.

Задача 3. Обучение технике бега по повороту.

В беге на повороте бегун несколько наклоняет корпус влево к бровке дорожки, правая стопа развернута носком в сторону наклона и одноименная рука двигается с большей амплитудой кистью вовнутрь, а локтем дальше в сторону. Однако эта корректировка на повороте значительно меньше, чем при беге на короткие дистанции.При беге на средних дистанциях необходимо добиваться плавности бега и стремиться уменьшить вертикальные колебания ОЦМТ, которые у спортсменов высокой квалификации значительно ниже.В беге на средние дистанции очень важен четкий ритм дыхания, при этом необходимо особенно активно и правильно выполнять выдох, так как полный выдох способствует полноценному вдоху.Для обучения технике бега по повороту применяется пробежка по повороту беговой дорожки стадиона (манежа), бег с различной скоростью по кругу радиусом 20—10 м, а также бег по прямой с входом в поворот и бег по повороту с последующим выходом на прямую. В процессе обучения бегу по виражу необходимо следить за наклоном тела в сторону поворота и за тем, чтобы дальняя от поворота рука работала шире и больше в сторону (как бы поперек тела). Наклон туловища внутрь круга зависит от крутизны поворота и скорости бега. Стопы ног следует поворачивать носками в сторону поворота, причем в большей степени поворачивается внутрь дальняя от поворота нога. При выбегании на прямую после поворота следует обратить внимание на свободный размашистый бег с сохранением набранной скорости.Успешность обучения этой задачи во многом зависит от того, как обучаемые овладели раскрепощенным бегом по прямой. Весь бег по виражу проходит в напряженном состоянии, но необходимо вернуться к упражнениям в беге по прямой.

Читать еще:  Правильная техника бега на длинные дистанции

Задача 4. Обучение технике высокого старта и стартовому ускорению.

Обучение технике высокого старта начинают с демонстрации данного бега. Затем изучают основные положения бегуна по командам «На старт!»; «Марш!» и особенности стартового разгона. Группе занимающихся следует сразу изучить стартовые положения. По команде «На старт!» занимающиеся выстраиваются в одну или несколько шеренг и принимают позу высокого старта. Преподаватель просматривает всех учеников, при необходимости поправляет их. По команде «Марш!» занимающиеся пробегают определенный отрезок и возвращаются обратно. На начальной стадии обучения паузы между предварительной и исполнительной командами можно специально удлинить, чтобы начинающие спортсмены успели принять устойчивую позу и своевременно начали бег по сигналу из удобного положения. При обучении выходу со старта и стартовому ускорению сначала занимающиеся стартуют по отдельности. Преподаватель обращает внимание на работу рук, активное выталкивание, сохранение наклона и своевременное выпрямление туловища с переходом на бег по дистанции.По мере освоения техники выполнения высокого старта стартовые отрезки удлиняются, а скорость их пробегания увеличивается.

Задача 5. Обучение технике финиширования.

Финиширование — это бег на последних 10—15 м дистанции с пробеганием финишного створа без снижения скорости и перестройки беговых движений. Ознакомление с техникой финиширования проводится в форме рассказа о способах пересечения полоски финиша с демонстрацией характерных поз бегуна в данный момент. Практическое обучение технике финишного броска начинается с имитации выполнения в ходьбе быстрого наклона туловища вперед с отведением рук назад и выставлением ноги вперед. Можно выполнять это движение с поворотом туловища, пересекая правым или левым плечом плоскость финиша в опорный момент бегового шага, но без прыжка и падения. После усвоения навыка финишного броска в ходьбе можно переходить к его обучению в беге.

Задача 6. Совершенствование техники бега в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.По мере овладения основой и ведущими движениями техники бега на средние и длинные дистанции, в процессе обучения необходимо установить индивидуальные особенности занимающихся и определять пути их использования при дальнейшем совершенствовании техники бега в целом.В процессе совершенствования необходимо уделять большое внимание повышению уровня физической подготовленности и использовать специальные подготовительные упражнения, которые способствуют устранению индивидуальных ошибок в технике бега.Основным методом тренировки в беге на средние дистанции является равномерный метод, способствующий развитию общей выносливости. В качестве тренировочного средства в этом случае используется непрерывный бег в равномерном темпе продолжительностью 30-60 мин 2 раза в неделю и 90–120мин 1 раз в неделю. Интенсивность бега зависит от его скорости. У начинающих любителей бега скорость обычно не превышает 9-10 км, а у более подготовленных – 10-11 км/ч.

Заключение

Выбор оптимальной величины тренировочной нагрузки, а также продолжительности, интенсивности и частоты занятий определяется уровнем физического состояния занимающегося. Индивидуализация тренировочных нагрузок в оздоровительной физической культуре является важнейшим условием их эффективности; в противном случае тренировка может принести вред.Помимо тренировки, занятия физической культурой должны включать обучение основам психорегуляции, закаливания и массажа, а также грамотный самоконтроль и регулярный врачебный контроль.

Методическая разработка на тему “Методика обучение технике бега на средние и длинные дистанции”

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Методика обучения техники бега на средние и длинные дистанции

При обучение техники бега на средние и длинные дистанции решаются следующие задачи:

Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике бега на средние и длинные дистанции.

Упражнение 1 . Краткий рассказ о беге на средние и длинные дистанции.

Методические указания . Рассказ должен быть образным, интересным и занимать не более 5 мин.

Упражнение 2 . Демонстрация техники бега на средние и длинные дистанции.

Методические указания . Сначала показать технику бега сбоку, затем спереди и сзади, используя различную скорость передвижения.

Упражнение 3 . Пробегание, занимающимся пробежать 2-3 раза по 80-100 м.

Методические указания . Наблюдать за выполнением бега и выявить общие ошибки, характерные для всех зани мающихся.

Задача 2. Обучить основным элементам техники бегового шага.

Упражнение 1. Имитация положений ног, рук, туловища, головы, стоя у гимнастической стенки. Бег на месте в упоре с высоким подниманием бедра.

Рис.1. Бег на месте в упоре.

Методические указания. Выполнять фронтальным способом, обращая внимание на моменты постановки ноги, вертикали, окончания отталкивания. Туловище под углом 50°. Поочередно быстрые отталкивания от опоры с подниманием бедра выше горизонтали. Обращать внимание на полное разгибание опорной ноги. Туловище и опорная нога составляют прямую линию. Нога ставится на опору, на переднюю, часть стопы (пятка не касается опоры).

Упражнение 2. Имитация движения рук, стоя на месте на носках (одна нога впереди, другая сзади), туловище вертикально.

Методические указания. Сохранять вертикальное положение головы и туловища. Выполнять упражнение фронтальным способом. Сохранять ритмичный темп движений. Плечи не поднимать. Следить, чтобы не было напряженности в области шеи и плеч. Движения руками выполнять с большой амплитудой. Упражнение выполняется: в наклоне; с постепенными выпрямлением туловища; в различном темпе.

Рис. 2. Беговые движения руками.

Упражнение 3. Медленный бег на передней части стопы.

Рис.3. Бег на передней части стопы.

Методические указания . Выполнять в колонне по одно му. Не касаться пятками по верхности.

Упражнение 4. Бег с высоким подниманием бедра с переходом на обычный бег.

Методические указания . При выполнении упражнения сохранять вертикальное поло жение туловища, руки согнуты в локтях; переход к обычному бе гу плавный, почти незаметный.

Упражнение 5. Семенящий бег с переходом на обычный бег.

Методические указания . Выполнять в колонне по одно му. Следить за постановкой но ги и постепенным увеличением амплитуды подъема бедра.

Упражнение 6. Бег на месте и с продвижением вперед с постановкой ноги на передней часть стопы.

Методические указания. Выполнять в колоне по одному. Не касаться пятками поверхности. Бег с постановкой ноги на переднюю часть стопы надо проводить в медленном темпе и чередовать с ходьбой, что способствует развитию у учащихся выносливости. Общую длину дистанции постепенно доводят до 300 м (50 м бег, 50 м ходьба и т.д.).

Рис.5. Бег с постановкой ноги на передней часть стопы.

Задача 3. Обучить технике бега по прямой с равномерной и пере менной скоростью.

Упражнение 1. Ускорения на отрезках 60-80 м.

Методические указания . Обратить внимание на посте пенное наращивание скорости.

Упражнение 2. Ускорение с удержанием скорости на отрезках 60- 100 м.

Методические указания . Обращать внимание на быстрое наращивание скорости и плав ное удерживание.

Упражнение 3. Бег на 100-200 м с равномер ной скоростью по заданию пре подавателя.

Методические указания . Сохранять среднюю скорость бега – 5 м/с, в случае отклоне ния от заданного времени более чем на 1 с пробегание повторять.

Упражнение 4. Бег на 100-200 м с переменной скоростью по заданию препода вателя.

Методические указания . Выполнять в группе в беге по кругу по свистку. Следить за плавностью наращивания и снижения скорости бега.

Упражнение 5 . Быстрый набор скорости и переход на свободный бег на 80- 120м.

Методические указания . Следить за плавностью перехо да от быстрого бега к медлен ному.

Специальные беговые упражнения

В целях успешного овладения техникой бега приме няют специальные беговые упражнения, например:

Упражнение 1 . Чтобы приучить к прямолинейному бегу, применя ют бег по узкой дорожке шириной 20—25 см и бег по од ной линии.

Рис.6.Прямолинейный бег.

Упражнение 2. При недостаточном выпрямлении толчковой ноги применяют специальное упражнение — бег прыжками.

Рис.7. Бег прыжками

Методические указания. Лучше это провести в виде игры-соревнования: прыжки по поперечным отметкам (через 6—8 ступней) на дорожке 20—30 м.

Упражнение 3. Недостаточное высокое поднимание бедра исправ ляется специальным упражнением — бегом с высоким подниманием бедра.

Рис.8.Бег с высоким подниманием бедра

Упражнение 4 . Бег можно проводить че рез набивные мячи или другие не очень высокие предме ты, расположенные по прямой линии через 80—100 см. Методические указания . Чтобы преодолеть препятствия, занимающиеся вынуждены высоко и быстро поднимать бедро. При выполне нии этого упражнения необходимо следить, чтобы зани мающиеся, поднимая высоко бедра, не подседали на опорной ноге и не откидывали туловища назад.

Рис.9. Бег через предметы.

Упражнение 5 .Недостаточное складывание маховой ноги в момент вертикали исправляется специальным упражнением — повторным бегом с активным захлестыванием голени на зад.

Рис.10. Бег с захлестыванием

Упражнение 6. Часто свободным движениям рук мешает непо движность плечевого пояса. Чтобы устранить этот недостаток, применяется бег, держа руки за спиной или на поясе. Методические указания . Такое положение рук заставляет бегущего выво дить плечо вперед в такт движениям ног.

Рис.11. Бег держа руки за спиной или на поясе

Упражнение 7. Быстрый бег с ускорением на 30—40 м с включением «свободного хода» завершает изучение техники бега по дистанции.

Упражнение 7. Быстрый бег с ускорением на 30—40 м с включением «свободного хода» завершает изучение техники бега по дистанции.

Рис. 12. Быстрый бег

Методические указания . При обучении пре подаватель должен помнить об основных требованиях к технике — это прямолинейность бега; полное выпрямле ние толчковой ноги в сочетании с выносом вперед бедра маховой ноги; захлестывание голени маховой ноги в мо мент вертикали; свободная и энергичная работа рук; прямое положение туловища и головы; быстрая и мягкая постановка стопы (с носка) на грунт.

Задача 4. Обучить технике бега по повороту.

Упражнение 1. Бег змейкой.

Методические указания. Выполнять в колонне по одному за направляющим по заранее намеченному маршруту. Следить за постановкой стоп и положением туловища.

Упражнение 2 . Бег по кругу диаметром 20-30 м.

Методические указания . Выполнять против часовой стрелки, следить за изменением наклона туловища внутрь круга и изменением работы рук.

Упражнение 3 . Выбегание с виража на прямую.

Методические указания . При выходе на прямую шаг должен быть свободным, размашистым. Необходимо набранную скорость сохранять, обращать внимание на увеличение длины шагов и выпрямление туловища, на увеличение частоты шагов и работу рук.

Рис. 14. Бег по виражу.

Упражнение 4 . Вбегание с прямой в вираж.

Методические указания . Обращать внимание на увеличение частоты шагов и работы рук.

Упражнение 5 . Повторный бег по виражу.

Методические указания . Следить за постановкой стоп и положением туловища.

Упражнение 6. Бег змейкой между стоек.

Методические указания . Выполняется в колонне по одному за направляющим по заранее намеченному маршруту.

Рис.15. Бег змейкой между стоек.

Упражнение 7. Бег с изменением направления движения.

Методические указания. Следить за выполнением убегания флажков.

Рис.16.Бег между флажками

Задача 5. Обучить технике высокого старта.

Упражнение 1 . Изучение стартовых положе ний: «На старт!», «Марш!», «Внимание», «Марш» и стартовые ускорения.

Рис.17. Положение при команде «На старт!», «Внимание!».

Методические указания . Выполнять фронтальным или групповым методом. Контролировать удобство и устойчивость стартовых положений. Обучать стартовым положениям надо всех занимающихся сразу, при этом обратить особое внимание на положение по коман де «Внимание». Это положение должно быть устойчивым и удобным для начала бега. Паузу между командами «Внимание» и «Марш» можно удлинять. Первые старты не следует бегать в полную силу.

Упражнение 2. Высокий старт по прямой и на повороте.

Методические указания . Выполнение стартов по одному. Выполнять не в полную силу.

Упражнение 3 . Высокий старт по прямой и на повороте .

Методические указания . Выполнение стартов в группе . Выполнять с максимальной скоростью.

Рис. 18. И.п. при выполнение упражнения. .

Упражнение 4 . Выполнение стартов в группе с поворота.

Методические указания . Построить группу на дорожке уступом, бежать под общую ко манду.

Упражнение 5 . Максимальное ускорение со старта на отрезке 30-50 м.

Методические указания . Выполнять максимально быст ро с наклоном вперед. По мере освоения техники старта пробежки со старта удлиняют, скорость стартовых пробежек увеличивают.

Задача 6. Обучить умению бежать с равномерной скоростью на разных отрезках.

Упражнение 1 . Повторный бег на 200 м.

Методические указания . Пробежать группой за 40-45 с. При отклонении на 1 с от зада ния бег повторить.

Упражнение 2 . Повторный бег на 400 м.

Методические указания . Показать одинаковое время на первой и второй половине дис танции.

Упражнение 3. Повторный бег на 600 м.

Методические указания . Показать одинаковое время бе га на 200 м.

Упражнение 4. Бег 4×200 м через 1 мин отдыха.

Методические указания . Показать одинаковое время бе га на 200 м.

Упражнение 5. Бег 4×200 м через 1 мин отдыха.

Методические указания . Бегун сам сообщает время бега на отрезках, а преподаватель сравнивает его с реальным.

Задача 7. Совершенствование техники бега на средние и длинные дистанции.

Упражнение 1 . Переменный бег от 200 до 2000 м.

Методические указания . Следить за стабильностью тех ники и совершенствованием умения увеличивать скорость.

Упражнение 2 . Бег от 400 до 1200м.

Методические указания . Добиваться умения удерживать нужную равномерную скорость движения и стараться не откло няться от заданного результата.

Читать еще:  Болит правый бок под ребрами во время бега

Упражнение 3. Бег от 400 до 1200 м с ускорением на последних 100 м.

Методические указания . Добиваться умения удерживать равномерную скорость, стабиль ную технику и ритм дыхания.

Упражнение 4. Бег в затрудненных условиях (дождь, ветер, мягкий грунт и т.п.).

Методические указания . Обращать внимание на вариа тивность техники в зависимости от условий.

Упражнение 5. Участие в соревнованиях.

Методические указания . Добиваться максимального ре зультата.

Задача 8. Ознакомить с техникой финиширования и поведением бегуна после бега.

Упражнение . Удлиненные пробежки с ускорением в конце дистанции и с пересечением линии финиша.

Методические указания . Технику финиширования учащиеся изучают, совер шая броски на финиши, предварительно про бежав 20—25 м по одному, затем — группой. При изучении тех ники финиширования обнаруживаются следующие ошибки: прыжок на финишную линию; преждевременный наклон туловища вперед (за несколько шагов до финиша); растягивание послед них шагов. Эти ошибки исправляются пробеганием ли нии финиша на полной скорости.

Методика обучения технике бега на средние дистанции

Техника бега включает в себя и внешнюю форму, и качественные составляющие движений бегущего, к таковым относят умения применять усилий по минимуму на продвижение вперед, а также способность включать определенные нужные группы мышц.

  • Содержание статьи
  • Что такое бег?
  • Техника бега
  • Методика обучения
  • Видео. Бег на длинные и средние дистанции. Анализ техники

Методика обучения бегу проще, чем другим подразделам легкой атлетики. Все это благодаря тому, что у начинающих сформирован навык бега. Перед началом обучения стоит узнать уровень подготовки, индивидуальные качества и недостатки обучаемого. Затем составьте план по достижению цели и определенных успехов.

Что такое бег?

Возникает вопрос: «Что такое бег на средние дистанции? ». По этим понятием подразумевается совокупность нескольких дисциплин легкой атлетики, которая объединяет основные легкоатлетические дистанции. Они длиннее спринтерских, но короче длинных дистанций. Средние дистанции считаются от 600 до 3000 м.

Характеристика бега

К основным важным характеристикам бега на средние дистанции считают естественность, ритмичность и равномерность. Во время бега нужно правильно ставить тело, упруго стоять, сильно и быстро пружинить от земли, правильно дышать и равномерно распределять силы. Выбирайте правильную обувь, желательно шиповки, для бега на средние дистанции.

Техника бега

Бег на средние дистанции предполагает правильную смену техник, темпа бега и правильный расчет сил. Быстрый бег не даст нужного результата, ведь есть риск неправильно расходовать свои силы.

Старт следует начинать с больших и частых шагов. Через 70 м нужно перейти на плавный и ритмичный основной темп. Чтобы правильно делать переход, необходимо выполнять тренировку бега на средние дистанции.

За 300 м до финиширования следует наклониться вперед, увеличить и ускорить свои шаги. Финишный отрезок проходится спринтерской скоростью. Важно отталкиваться от земли, выпрямляя ногу, которой отталкивались. Создастся эффект зависания в воздухе.

Условия для бега:

  • Выносливость организма.
  • Регулярная тренировка, при этом обязательная смена темпа бега.
  • Тренировка в спортивных играх.
  • Тренировка на большие дистанции, применяя ускорения.

Методика обучения

Обучать бегу на средние дистанции следует по определенной схеме. Эта последовательность подходит для любого возраста. Какие задачи стоит реализовать?

Обучение техники бега на среднюю дистанцию

Нужно познакомить обучающихся с техникой бега на среднюю дистанцию. Заблаговременно выявить индивидуальные особенности учеников. Сделайте несколько пробежек на 80 или 100 м. Оцените способности и объясните ошибки занимающихся. Затем следует объяснить все особенности и тонкости бега на средние дистанции, расскажите о правилах соревнований. Важно продемонстрировать правильную технику на площадке, также идеально подойдут в дополнение фильмы, рисунки, специальные видео. Предложите в конце занятия пробежать несколько раз отрезок 5 — 100 м.

Обучение технике бега на прямые дистанции

Обучение следует начинать с показа, далее следует создать условия, где можно выполнять и отрабатывать отдельные элементы техники.

Реализовывать эту задачу следует, выполняя многократно бег с ускорением, используя разные отрезки. Первые забеги проводятся медленно, а затем по мере освоения правильного бега повышать скорость.

Требования, предъявляемые к технике бега:

  1. Прямолинейность направления.
  2. Необходимо выпрямлять толчковую ногу полностью, сочетая с выпадами вперед бедренной части маховой ноги.
  3. Важно захлестывать голень маховой ноги.
  4. Руки должны быть свободны и энергичны.
  5. Туловище и голову следует поставить прямо.
  6. Стопа ставится на грунт быстро и мягко.

Обучение бегу по повороту

Следует использовать пробежки по поворотам стадионов или манежей. Применяйте разную скорость по кругу с радиусами 10 и 20 м. Важен бег по прямой в поворот и по нему, выходя на прямую линию. Следите за наклонами тела при движении на виражах. Дальняя рука от поворота должна работать шире и больше.

Наклоны туловища идут вовнутрь круга и зависят от скорости и поворота. Стопа должна поворачиваться носком в сторону от поворота. Больше поворачивается дальняя от поворота стопа. Обращать внимание нужно на размашистый бег, который должен быть свободным во время бега по прямой. Раскрепощенный бег по прямой линии говорит об успешности обучения.

Обучение технике высокого старта

Техника стартового ускорения. Вначале следует показать технику, дать понять, как правильно она выглядит, указать на нюансы. Первыми действиями для отработки на занятии станут упражнения на тренировку положений тела во время команд «На старт! » и «Марш! », а также изучение деталей и особенностей стартового разгона.

Обучающиеся изучают стартовые положения. Команда «На старт! » предполагает выстраивание в одну или более шеренг и принятие позы высокого старта. Преподавателю стоит осмотреть учеников и указать на их ошибки при наличии. Команда «Марш! » говорит о том, что учащиеся должны пробежать некоторый отрезок и вернуться обратно.

Во время начальной стадии стоит выдержать небольшую паузу. Делается она между предварительной и исполнительной командой. Ученики в это время смогут стать устойчиво и вовремя начать бег по команде. Методика бега на средние дистанции говорит, что нужно сокращать паузу до нормы.

Обучение сводится к тому, чтобы учащиеся стартовали по отдельности. Преподавателю стоит смотреть на положение и работу рук, выталкивания, наклон и его сохранение, правильные и своевременные выпрямления тела с переходом на бег. В зависимости от того, как занимающиеся овладевают техникой высокого старта, следует постепенно удлинять стартовые отрезки, при этом должно прослеживаться увеличение скорости их преодоления.

Обучение технике финиширования

Под финиширование следует понимать бег, который приходится на 10-15 м до конца отрезка, где необходимо пробежать финишный створ на максимальной скорости, не перестраиваясь в беговых движениях. Знакомство проходит в виде рассказа и показа завершающей части бега, указывая на характерные позы бегуна.

Практическое занятие по обучению техники финишного броска следует начать с демонстрации выполнения в ходьбе во время быстрого наклона, при этом отведя руки назад и выставляя ноги вперед. Кроме того, движение можно выполнить с поворотом туловища, делая пересечение правым и левым плечом финишную плоскость во время опорного бегового шага. Важно выполнять упражнение без прыжков и падений. Отработав навык финишного броска во время ходьбы, следует приступить к практическому занятию и отработке его в процессе бега.

Совершенствование навыков сводится к повышению уровня физической подготовки. Важно применять специальные подготовительные упражнения, которые помогут устранить ошибки.

Видео. Бег на длинные и средние дистанции. Анализ техники

«Методика обучения технике бега на средние дистанции»
методическая разработка по физкультуре по теме

Данная методическая разработка помогает овладеть правильной техникой бега на средние дистанции, совершенствовать ее в процессе обучения.

Скачать:

Вложение Размер
medodrazrabotka.docx 62.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

« Методика обучения техн ике бега

на средние дистанции »

Бег – естественный способ передвижения человека, он является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

В беге целью является быстрое передвижение тела с одного места на другое. Дистанции от 500 до 3000 метров считаются средними. Бег на эти дистанции характеризуется ритмичностью смены фаз, равномерностью, экономичностью и естественностью. Как и все циклические виды (плавание, коньки, лыжи и др.) бег характеризуется тем, что отдельные звенья тела (и само тело) в процессе движения многократно возвращаются в положение, аналогичное исходному, т.е. многократно повторяет одни и те же циклы движений. На средних дистанциях спортсмен старается бежать быстро, но со скоростью, которая обеспечит ему возможность сохранить достаточно энергии, чтобы закончить дистанцию.

Техника бега – это зрительное восприятие внешней формы действий, а также качественное содержание движений бегуна, его умений затрачивать минимум усилий на продвижение вперед и включать в работу необходимые группы мышц.

Каждому бегуну присущи свои особенности в технике бега, но, все же, должно присутствовать следующее: упругая постановка ноги, энергичное отталкивание, свободное (расслабленное) движение ног в фазе полета, постоянство беговой позы.

Бег нужно рассматривать как целостное упражнение, которое условно можно разделить на четыре основные части:

а) начало бега (старт);

б) стартовый разбег;

в) бег по дистанции;

В беге на средние дистанции высокий старт используется как исходное положение.Задача старта – принятие оптимальной исходной позы для создания благоприятных условий развития стартового ускорения ОЦМТ и быстрого его передвижения в нужном направлении.

После сигнала стартера спортсмен совершает стартовый разгон (разбег), задачей которого является стремление быстрее набрать необходимую для данной дистанции скорость и постепенно принять свойственное для бега по дистанции положение.

Техника бега по дистанции характеризуется широкой амплитудой движений в тазобедренных суставах при слегка наклоненном вперед туловище, активной загребающей постановкой стопы, относительно постоянной длиной и частотой шагов, использованием инерции движения отдельных звеньев и всей массы бегуна. Задача этой части заключается в стремлении спортсмена достичь оптимальной скорости бега и возможно дольше ее сохранить. Маховая нога после отрыва от опоры “складывается”, выносится вперед, что осуществляется за счет движения бедра, которое начинает выполнять в этот момент ведущую роль (у сильнейших бегунов на средние дистанции высота подъема бедра маховой ноги доходит почти до горизонтали), разгибается для начала взаимодействия с опорой. Мышцы-сгибатели тазобедренного сустава определяют скорость (продолжительность) выноса маховой ноги вперед. Опорная нога работает в фазах амортизации и отталкивания. Одновременное увеличение силы как сгибателей, так и разгибателей тазобедренных суставов должно дать одновременное увеличение длины шагов и темпа бега, т.е.

При беге по дистанции спортсмен держит туловище прямо, с небольшим наклоном (4 – 5º) вперед. Причем, наклон туловища увеличивается к моменту отталкивания и уменьшается в момент приземления. Руки при беге согнуты под прямым или более острым углом и свободно двигаются вперед-назад в соответствии с движениями ног, плечи не напряжены и мягко опущены. При движении руки вперед соответствующее плечо также выходит вперед, компенсируя движения противоположной ноги, руки и таза.

Переход от стартового разбега к бегу по дистанции должен совершаться постепенно, и четкой границы между этими частями нет.

Бег по виражу менее эффективен, чем по прямой, т. к. на изменение направления передвижения затрачивается дополнительная энергия, и скорость бега несколько падает в связи с изменением структуры движений. Техника бега спортсмена считается оптимальной, если он расслабляет те мышцы, которые в каждый данный момент не принимают активного участия в работе. Поддержание высокой скорости движения на любой дистанции в значительной мере зависит от умения делать это легко, свободно, без излишних напряжений.

Задача при финишировании состоит в стремлении спортсмена увеличить скорость, а также использовать заключительное усилие на последнем шаге, чтобы раньше пересечь створ финиша.

Для бегунов на средние дистанции длина финишного отрезка зависит от таких факторов, как скоростные возможности спортсмена и его соперников, длины дистанции. Своевременное начало финишного ускорения при беге на выносливость связано с правильным расчетом резервных сил бегуна. Характерными особенностями техники бега на финише являются повышение частоты шагов и увеличение угла наклона вперед.

  1. Методика обучения технике бега на средние дистанции.

Обучение технике бега несколько отличается от обучения другим видам легкой атлетики. Это связано с тем, что все начинающие в какой-то степени владеют техникой бега, т.е. умеют бегать.
В связи с этим, прежде чем приступить к обучению технике бега, целесообразно на первых занятиях ознакомиться с особенностями каждого обучаемого и определить их индивидуальные недостатки, это снимет элемент подражания «идеальному» представлению о технике бега на средние дистанции.

Существует определенная последовательность в обучении технике бега, одинаковая для всех возрастов:

Задача 1. Ознакомить с техникой бега на средние и длинные дистанции.

Решение этой задачи начинается с выявления индивидуальных особенностей занимающихся. С этой целью им предлагается поочередно сделать несколько пробежек со средней скоростью на отрезках 80—100 м. Затем необходимо каждому указать на его наиболее грубые ошибки. Далее объясняются особенности техники бега, правила соревнований, и, наконец, преподаватель или квалифицированный бегун демонстрирует технику бега.

В технике бега принято выделять опорную и маховую ноги.

Создать представление о технике бега помогают кинограммы, фотографии, рисунки, наглядные пособия. После этого занимающиеся выполняют еще несколько пробежек на отрезках 5—100 м.

Задача 2 . Обучение технике бега по прямой.

Обучение бега по прямой начинается с показа бега, а затем создаются условия для правильного выполнения отдельных элементов техники.

Основным средством обучения данного вида легкой атлетики будет многократный бег с ускорением на различных отрезках, который должен проводиться сначала в медленном темпе, а по мере освоения навыков бега – с более высокой скоростью.

В процессе обучения преподаватель должен помнить об основных требованиях к технике бега:

– полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выпадом вперед бедра маховой ноги;

– захлестывание голени маховой ноги в момент вертикали;

– свободная и энергичная работа рук;

– прямое положение туловища и головы;

– быстрая и мягкая постановка стопы на грунт с передней части.

Задача 3. Обучение технике бега по повороту.

В беге на повороте бегун несколько наклоняет корпус влево к бровке дорожки, правая стопа развернута носком в сторону наклона и одноименная рука двигается с большей амплитудой кистью вовнутрь, а локтем дальше в сторону. Однако эта корректировка на повороте значительно меньше, чем при беге на короткие дистанции.

При беге на средних дистанциях необходимо добиваться плавности бега и стремиться уменьшить вертикальные колебания ОЦМТ, которые у спортсменов высокой квалификации значительно ниже.

В беге на средние дистанции очень важен четкий ритм дыхания, при этом необходимо особенно активно и правильно выполнять выдох, так как полный выдох способствует полноценному вдоху.

Для обучения технике бега по повороту применяется пробежка по повороту беговой дорожки стадиона (манежа), бег с различной скоростью по кругу радиусом 20—10 м, а также бег по прямой с входом в поворот и бег по повороту с последующим выходом на прямую. В процессе обучения бегу по виражу необходимо следить за наклоном тела в сторону поворота и за тем, чтобы дальняя от поворота рука работала шире и больше в сторону (как бы поперек тела). Наклон туловища внутрь круга зависит от крутизны поворота и скорости бега. Стопы ног следует поворачивать носками в сторону поворота, причем в большей степени поворачивается внутрь дальняя от поворота нога. При выбегании на прямую после поворота следует обратить внимание на свободный размашистый бег с сохранением набранной скорости.

Успешность обучения этой задачи во многом зависит от того, как обучаемые овладели раскрепощенным бегом по прямой. Весь бег по виражу проходит в напряженном состоянии, но необходимо вернуться к упражнениям в беге по прямой.

Задача 4 . Обучение технике высокого старта и стартовому ускорению.

Обучение технике высокого старта начинают с демонстрации данного бега. Затем изучают основные положения бегуна по командам «На старт!»; «Марш!» и особенности стартового разгона. Группе занимающихся следует сразу изучить стартовые положения. По команде «На старт!» занимающиеся выстраиваются в одну или несколько шеренг и принимают позу высокого старта. Преподаватель просматривает всех учеников, при необходимости поправляет их. По команде «Марш!» занимающиеся пробегают определенный отрезок и возвращаются обратно. На начальной стадии обучения паузы между предварительной и исполнительной командами можно специально удлинить, чтобы начинающие спортсмены успели принять устойчивую позу и своевременно начали бег по сигналу из удобного положения. В дальнейшем пауза сокращается до обычной (рис. 5).

Рис. 5. Высокий старт

При обучении выходу со старта и стартовому ускорению сначала занимающиеся стартуют по отдельности. Преподаватель обращает внимание на работу рук, активное выталкивание, сохранение наклона и своевременное выпрямление туловища с переходом на бег по дистанции.

По мере освоения техники выполнения высокого старта стартовые отрезки удлиняются, а скорость их пробегания увеличивается (рис. 6).

Рис. 6. Старты из различных исходных положений

Задача 5. Обучение технике финиширования.

Финиширование — это бег на последних
10—15 м дистанции с пробеганием финишного створа без снижения скорости и перестройки беговых движений. Ознакомление с техникой финиширования проводится в форме рассказа о способах пересечения полоски финиша с демонстрацией характерных поз бегуна в данный момент. Практическое обучение технике финишного броска начинается с имитации выполнения в ходьбе быстрого наклона туловища вперед с отведением рук назад и выставлением ноги вперед. Можно выполнять это движение с поворотом туловища, пересекая правым или левым плечом плоскость финиша в опорный момент бегового шага, но без прыжка и падения. После усвоения навыка финишного броска в ходьбе можно переходить к его обучению в беге.

Задача 6. Совершенствование техники бега в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

По мере овладения основой и ведущими движениями техники бега на средние и длинные дистанции, в процессе обучения необходимо установить индивидуальные особенности занимающихся и определять пути их использования при дальнейшем совершенствовании техники бега в целом.

В процессе совершенствования необходимо уделять большое внимание повышению уровня физической подготовленности и использовать специальные подготовительные упражнения, которые способствуют устранению индивидуальных ошибок в технике бега.

Основным методом тренировки в беге на средние дистанции является равномерный метод, способствующий развитию общей выносливости. В качестве тренировочного средства в этом случае используется непрерывный бег в равномерном темпе продолжительностью 30-60 мин 2 раза в неделю и 90–120мин 1 раз в неделю. Интенсивность бега зависит от его скорости. У начинающих любителей бега скорость обычно не превышает 9-10 км, а у более подготовленных – 10-11 км/ч.

Выбор оптимальной величины тренировочной нагрузки, а также продолжительности, интенсивности и частоты занятий определяется уровнем физического состояния занимающегося. Индивидуализация тренировочных нагрузок в оздоровительной физической культуре является важнейшим условием их эффективности; в противном случае тренировка может принести вред.Помимо тренировки, занятия физической культурой должны включать обучение основам психорегуляции, закаливания и массажа, а также грамотный самоконтроль и регулярный врачебный контроль .

Примерный план обучения технике бега на средние дистанции (табл. 1).

Обучение технике бега на средние дистанции

Бег на средние дистанции включён в программу Летних Олимпийских игр, раздел лёгкая атлетика. Включает в себя две дисциплины: бег на 800 и 1500 метров. Этот вид требует от спортсмена развития определённых физических качеств, в первую очередь скоростной выносливости. Скоростная выносливость – это поддержание высокой скорости максимально продолжительное время.

Как начинать занятия?

Занятие начинается с разминки, продолжительностью в среднем 20-30 минут. Во время разминки:

  • разогреваются и становятся эластичнее мышцы и связки;
  • происходит дополнительный приток крови к мышцам, обеспечивает их кислородом.

Разминка необходима для подготовки организма к нагрузке, Подготовка поможет избежать травм, таких как растяжения и разрывы связок.

Разминка начинается с бега в лёгком темпе 5-10 минут. Сюда же могут входить

  • захлёсты голени назад, пятками касаться ягодиц;
  • бег с высоким подниманием бедра;
  • семенящий бег фронтально, правым и левым боком;
  • выпрыгивания из седа;
  • прыжки с места.

Дальше на месте. Суставная разминка идёт сверху вниз. Сначала шея – наклоны в стороны и круговые движения. Затем верхний плечевой пояс и руки. После рук наклоны и круговые движения туловищем. Тазобедренные суставы – махи ногами вперёд, в сторону, назад. Подтягивания колена к плечу и к груди поочерёдно. Круговые движения в коленях, стопы.

Правильный настрой

Правильный настрой перед тренировкой делает ее эффективнее. Хорошо перед занятиями сесть и расслабиться. Сделать дыхательную гимнастику и посидеть в таком состоянии две минуты. Потом сделать глубокий вдох, открыть глаза и приступать разминке.

Самое простое упражнение для дыхательной гимнастики: сесть удобно, закрыть глаза и плавно вдохнуть воздух через нос на семь счетов. Досчитав до семи сделать паузу и выдохнуть воздух, также плавно, на семь счетов. Снова пауза и упражнение начинается заново. Таких циклов проделать 2-3 раза.

Техника

Перед тем, как перейти к технике бега на разных фазах забега, следует обратить внимание на такие факторы как дыхание и биомеханику движений.

  • Дыхание Для того чтобы дыхание не стало помехой в тренировках, нужно следить за ритмом, глубиной и типом дыхания. Равномерный ритм, глубокий вдох и дыхание животом увеличивают объем поступающего кислорода в организм. Также оперативно выводят продукты распада и углекислый газ.
  • Биомеханика. Правильная техника повышает эффективность тренировок и сохраняет здоровье суставов.Так во время движения нужно приземляться средней частью стопы (носком), а сама стопа находится под центром тяжести. Таким образом, стопа и центр тяжести образуют одну линию. Также одну линию во время бега образуют голова, грудная клетка, таз и точка приземления на стопе. Спортсмен держит осанку, наклоняет тело во время движения вперед.Таким образом, удар стопы о поверхность амортизируется, силовая волна равномерно распределяется на таз и позвоночный столб.
  • Шаг короткий – это экономично с точки зрения расхода энергии. Однако частота шагов – каденс – нужно сохранять на высоком уровне. Это в среднем 170-180 шагов в минуту.

Как бегать?

Бег на средне дистанции начинается с высокого старта. Толчковая нога впереди, вторая на носке сзади. Ноги в коленях слегка согнуты. Таким образом, центр тяжести понижается и смещается на переднюю ногу. Руки согнуты в локтях, рука, разноименная передней ноге выносится вперед. По сигналу происходит толчок передней ногой, начинается движение.

Стартовый разгон начинается после отметки в 60 метров. Затем скорость выравнивается, и спортсмен переходит на свой дистанционный ритм. Стартовый разгон обеспечивает удобное расположение в группе спортсменов. Если разбег начать раньше, есть риск, что такой рывок приведет к тому, что усталость наступит раньше за счет закисления мышц. А так происходит врабатывание и естественное увеличение частоты шага.

По прямой

  • Тело выпрямляется, сохраняя небольшой наклон.
  • Каденс 3-4 шага с секунду. Приземление приходится на полусогнутую ногу: конечность работает как заряженная пружина, выталкивая спортсмена вперед. Нельзя эффективно толкнуться на прямой ноге без сгибания.
  • Руки согнуты в локтях. Работают в такт основному ритму. Верхняя часть туловища расслаблена, лопатки сведены вместе.
  • Таз выноситься вперед.
  • После отрыва от беговой дорожки нога движется вверх до сгибания в колене. «Толчковые» мышцы отдыхают.К тому времени как толчковая нога полностью выпрямиться, а вторая дойдет до вертикали и пойдет впереди вверх, наступает фаза полета.После наступления этой фазы передняя нога идет вниз на беговую дорожку. Нога касается земли «носком», сгибается в колене, заряжается и происходит толчок, который сопровождает мах свободной ноги вперед и вверх. Цикл повторяется.

На вираже

  • Спортсмен наклоняет туловища в сторону ядра поворота, одновременно выносит правое плечо вперед.
  • Амплитуда движений правой рукой увеличивается относительно левой руки.
  • Уменьшается длина шага левой ноги.
  • Мах правой ногой идет вовнутрь.
  • Выход из поворота сопровождается выравниванием туловища.

Как финишировать?

Финиширование начинается за 200-300 метров до конца дистанции. Финальный бросок – спурт – начинается с наклона туловища и увеличения каденса – частоты шагов. По возможности увеличивается длина шагов. Работа руками становиться активнее. Последний рывок может вызвать пренебрежение техникой бега.

На последних метрах используются приемы из спринта: спортсмен делает выпад плечом или грудью «в ленточку». После пересечения финишной черты спортсмен плавно переходит на шаг и еще некоторое время двигается по стадиону.

Методика работы рук и ног

Руки в беге на средние дистанции выполняет функции стабилизатора, удержания равновесия. Также играют важную роль в ускорении: чем активнее движения руками, тем быстрее бежит спортсмен.

Постановка стопы начинается с носка на наружный свод, опускаясь к моменту вертикали целиком. Стопы ставятся параллельно друг другу на ширину стопы.

Основной момент в процессе бега – это толчок. От угла толчка и от приложенной толчку силы зависит скорость передвижения. Чем меньше угол отталкивания, тем выше скорость.

Для того, чтобы увеличить скорость нужно:

  • уменьшить время опоры на грунт, т.е. сократить время отталкивания;
  • уменьшить длительность фазы полета.

Тактика

В зависимости от целей соревнований тактика разделяется на:

  • подтверждение намеченного результата;
  • победа;
  • победа с высоким результатом.

Самый популярный вариант – это победа на соревнованиях. Такая тактика подразумевает удержания высокого темпа с сохранением силы для финального броска. В этом случае спортсмен с такой задачей старается занять место на полшага сразу за лидером и следит за ситуацией. Оказаться у бровки – это лишиться пространства для маневра. В таком случае приходится ждать пока пройдет группа.

Важный фактор победы — умение спортсмена рационально распределять силы на всю дистанцию, включая непредвиденных маневров типа ускорения для отрыва от группы.

Финишное ускорение начинается в зависимости от длины дистанции. Для 800 м – это 200-250 м. Для 1500 м – 300-500 м. Однако начало финишного ускорения зависит от физических способностей и физической формы конкретного спортсмена. А это скоростная выносливость.

Наблюдая за соперниками, спортсмен должен вовремя определить период наступления усталости и оторваться от других с помощью увеличения собственного темпа. Чаще всего скорость бега снижается:

  • 800 м – 400-600 м.
  • 1500 м — 600-1000 м.

На тренировках нужно добиться проходить вторую половину дистанции с минимальной потерей темпа. Спортсмен должен быть готов к тому, что ускорения соперников начинаются в начале дистанции, потом темповая яма, а потом снова увеличение темпа. Или же финишное ускорение произойдет во второй половине дистанции, в последней четверти дистанции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector