Анализ техники разбега в прыжках в длину
Fitnesscity56.ru

Спортивный портал

Анализ техники разбега в прыжках в длину

Анализ техники и методика обучения технике прыжка в длину с разбегом способом «согнув ноги»

Анализ техники.Техника этого прыжка состоит из последовательно связанных между собой следующих элементов (фаз): Разбег и подготовка к отталкиванию, отталкивание, полет, приземление.

Разбег и подготовка к отталкиванию.Разбег применяется для создания начальной скорости полета тела. Он характеризуется определенным углом выталкивания в шагах, изменением их длины и темпа скорости бега и общей длиной разбега. Длина разбега может меняться в зависимости от дорожки разбега, направления ветра, физического состояния прыгающего.

Отталкивание.Отталкивание выполняется очень быстро и энергично. Оно происходит путём выпрямления опорной ноги с максимальным усилием в следующей последовательности: разгибается тазобедренный сустав, затем коленный и голеностопный. В это время одна рука, согнутая в локте, выносится вперёд-вверх, другая отведена назад, туловище вертикальное. Время отталкивания – 0,1- 0,15с. При этом нога ставится на брусок быстрым загребающим движением сверху, вниз – назад по отношению к туловищу, ближе к проекции общего центра тяжести (ОЦТ) тела, касанием пятки с быстрым перекатом на носок. По отношению к грунту нога ставится всегда вниз – вперед под углом 65-70 0 .

Полёт. Осуществляется в две фазы. В первой фазе выносится маховая нога вперёд, затем к ней подтягивается толчковая и обе ноги приближаются к груди. Во второй фазе – прогнуться в районе поясницы, выпрямляя колени и сменяя положение рук, затем резко согнуться, подав ноги и руки вперёд, стопы вытягиваются вперёд. Примерно за 0,5 м до приземления, ноги почти полностью выпрямляются, руки подаются вниз – назад. Это компенсаторное движение способствует лучшему разгибанию голеней перед приземлением и сохранению устойчивости. Угол вылета в момент отталкивания от планки – 20-26°.

Приземление. Сгибая ноги в тазобедренном и коленном суставах, при нарастающем напряжении мышц, приземлиться в прыжковую яму. Мышцы разгибатели, растягиваясь, совершают уступающую работу, замедляя движение после соприкосновения с грунтом. Замедление движения происходит также за счёт упора стопами и деформации места приземления.

Методика обучения технике.

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка, соз­дать представление о разбеге, отталкивании, полете способом «согнув ноги» и приземлении. Средства.1. Показать технику прыжка с полного или среднего разбега. 2. Просмотреть и обратить внимание занимающихся на важные моменты в выполнении того или другого элемента прыжка путем демонстрации кинокольцовок, кинограмм, плакатов и др. 3. Наблюдать за техникой лучших прыгунов на соревновании.

Задача 2.Научить технике отталкивания. Средства. 1. Имитация движений при отталкивании на месте с активным выведением таза вверх-вперед в момент окончания отталкивания с подъемом маховой ноги и рук. 2. Прыжки с места толчком одной и махом другой ногой с приземлением на маховую ногу и переходом на бег. 3. То же с приземлением на обе ноги. 4. Прыжки с 1, 2, 3-шагов разбега. 5. Прыжки в «шаге», отталкиваясь при медленном беге через 1 шаг, через 2 шага на 3-й, при более быстром беге – через 4 на 5-й шаг. 6. Прыжки в длину с короткого разбега через планку, установленную на высоте 50-60 см и более на расстоянии, равном половине прыжка. 7. То же с утяжеленным поясом (3-5 кг). 8. Прыжковые шаги с ноги на ногу на протяжении 30-50 м.

Задача 3.Научить технике приземления. Средства. 1. Прыжки с места в длину с активным подниманием ног вверх и как можно дальним выбрасыванием их вперед. 2. Прыжки в длину с 2, 3, 5 шагов разбега. 3. Прыжки в длину с короткого разбега через планку, установленную на высоте 20-40 см за полметра до предполагаемого места приземления 4. То же через бумажную ленту (веревку, прутик), положенную на предполагаемом месте приземления. 5. Многократные прыжки вверх, отталкиваясь одной ногой, поднимая другую вперед-вверх на уровень таза. Туловище при этом слегка наклоните вперед.

Задача 4.Научить выполнению разбега, правильному переходу от разбега к отталкиванию. Средства. 1. Определение расстояния для разбега (подбор разбега) 2. Прыжки в длину с 2, 3, 5 шагов разбега, акцентируя ускоренную, активную постановку ноги на место толчка. 3.То же во время бега со средней скоростью на 60-80 м, отталкиваясь на каждый 5-й шаг. 4.Выполнение разбега с попаданием на брусок и пробеганием по песочной яме. 5. Прыжки в длину с короткого и среднего разбега.

Задача 5.Обучить технике прыжка в длину в целом. Средства. 1. Повторное выполнение среднего разбега (10-12 беговых шагов) с ускорением. 2. То же в соревновании на лучшую технику выполнения разбега. 3. Прыжки в длину со среднего разбега через планку, установленную на высоте 60-80 см и на расстоянии половины дальности полета. 4. Соревнования по прыжкам в длину со среднего разбега на результат. 5. Повторное пробегание разбега без отталкивания. 6. Повторное пробегание разбега с отталкиванием.

Задача 6.Совершенствовать технику прыжка в длину в целом. Средства. 1. Прыжки с полного разбега. 2. Выполнение полетной части прыжка. 3. Прыжки с малого разбега, от­талкиваясь от мостика или трамплина. 4. Совершенствование в технике отдельных частей прыжка и выполнение прыжков с полного разбега избранным способом. 5. Участие в соревнованиях.

Анализ техники и методика обучения технике прыжка в длину с разбегом способом «прогнувшись»

Анализ техники.Технику прыжка в длину принято условно делить на фазы разбега, отталкивания, полета и приземления. Все эти фазы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Разбег.Разбег в прыжках в длину служит для создания опти­мальной скорости прыгуна. Скорость разбега в этом виде в наи­большей степени приближается к максимальной скорости, кото­рую может развить спортсмен, в отличие от других видов прыж­ков. Длина разбега и количество беговых шагов зависят от инди­видуальных особенностей спортсмена и его физической подго­товленности. Ведущие спортсмены применяют до 24 беговых ша­гов при длине разбега около 50 м. У женщин эти значения не­сколько меньше — до 22 беговых шагов при длине разбега свыше 40 м. Сам разбег условно можно разделить на три части: начало разбега, приобретение скорости разбега, подготовка к от­талкиванию.

Начало разбегаможет быть различным. В основном спортсмены используют следующие варианты: с места и с подхода (или подбега), а также с постепенным набором скорости и резким (сприн­терским) началом

Отталкивание.Эта часть прыжка начинается с момента поста­новки ноги на место отталкивания. Нога ставится на всю стопу с акцентом на внешний свод, некоторые спортсмены ставят ногу с пятки. Оптимальный угол постановки толчковой ноги — около 70°

Полет.После отрыва тела прыгуна от места отталкивания начи­нается полетная фаза, где все движения подчинены сохранению равновесия и созданию оптимальных условий для приземления.

Приземление. Это заключительная часть прыжка имеет большое значение для его дальности. Подготовка к приземлению начинается с последней части полета, когда ОЦМ прыгуна опускается до высоты его во время отталкивания

Методика обучения.

Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подго­товку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием.

Задача 1.Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега. Решается эта задача с помощью краткого рассказа о технике прыжков, объяснения и просмотра фотографий, кинограмм, ви­деофильмов, плакатов и, наконец, показа техники прыжков в длину с разбега в целом.

Задача 2.Обучить технике отталкивания. При обучении отталкиванию используются разнообразные под­водящие упражнения в следующей последовательности:

– имитация движений ног при отталкивании на месте с актив­ным выведением таза вперед, а в момент окончания отталкива­ния — подъем колена маховой ноги;

– имитация подъема таза вверх из положения лежа с опорой на пятку ноги о пол;

– имитация сочетания движения рук и ног при отталкивании. При этом одновременно с махом свободной ногой поднимаются руки вперед —вверх, причем одноименная толчковой ноге рука поднимается выше, обеспечивая равновесие с поднятым бедром маховой ноги;

– то же упражнение, но с отталкиванием с одного шага;

– доставание предмета бедром маховой ноги после имитации отталкивания;

– поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через шаг, затем — через три шага;

– прыжки в шаге через планку или барьер высотой 40 — 60 см с трех беговых шагов;

– прыжки с 3 — 5 шагов разбега с запрыгиванием в положении «шага» на возвышение («коня», бревно, стопку матов, возвыше­ния и другие спортивные снаряды и приспособления).

При выполнении перечисленных упражнений необходимо до­биться полного выпрямления толчковой ноги и быстрого маха Другой ногой вверх. Толчковая нога ставится на место отталкива­ния ближе проекции ОЦМ на всю стопу или перекатом с пятки на носок.

В момент отталкивания рука, противоположная маховой ноге, Должна активно выноситься вперед —вверх и внутрь для удержа­ния прямолинейности полета

Задача 3.Обучить технике разбега в сочетании с отталкива­нием.

Задача 4. Обучить технике приземления. Для обучения приземлению в первую очередь необходимо по­вторить прыжки с места. При этом следует обратить внимание на подтягивание коленей вперед —вверх и активное выбрасывание ног далеко вперед при приземлении.

Задача 5. Обучить технике движениям в полете.

Способ «согнув ноги». После овладения техникой главных фаз прыжка (отталкива­ние, разбег и приземление) можно переходить к обучению спо­соба прыжка, т.е. сохранения определенного, устойчивого поло­жения тела в фазе полета. Как уже было сказано, самый простейший из способов — пры­жок «согнув ноги».

Для освоения движений в полете применяются упражнения:

– прыжок в «шаге» с 3 — 5 шагов разбега с приземлением в Положение «шага»;

– из положения неглубокого выпада подтянуть сзади располо­женную толчковую ногу к впереди стоящей ноге;

– прыжок в «шаге» с 5 — 7 шагов разбега через две планки (ли­нии) с дальнейшим пробеганием;

– прыжки в длину способом «согнув ноги» с различных по длине разбегов, отталкиваясь от мостика, дорожки перед ямой или бруска;

– имитация вылета в «шаге» и группировка в висе на кольцах Пли перекладине.

Анализ техники прыжков в длину с разбега

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:40, контрольная работа

Краткое описание

Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием

Содержание

Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Техника прыжка в длину с разбега
Ошибки и средства их исправления прыжков в длину с разбега
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

Государственное учреждение образования

“Белорусский государственный педагогический университет

Анализ техники прыжков в длину с разбега

Выполнила студентка 5 курса

515 группы ФДО заочной формы

  1. Методика обучения технике прыжков в длину с разб ега
  2. Техника прыжка в длину с разбега
  3. Ошибки и средства их исправления прыжков в длину с разбега
  4. Список литературы

Методика обучения технике прыжков в длину с разбега

Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием.

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега.

Решается эта задача с помощью краткого рассказа о технике прыжков, объяснения и просмотра фотографий, кинограмм, видеофильмов, плакатов и, наконец, показа техники прыжков в длину с разбега в целом.

Задача 2. Обучить технике отталкивания.

При обучении отталкиванию используются разнообразные подводящие упражнения в следующей последовательности:

– имитация движений ног при отталкивании на месте с активным выведением таза вперед, а в момент окончания отталкивания — подъем колена маховой ноги;

– имитация подъема таза вверх из положения лежа с опорой на пятку ноги о пол;

– имитация сочетания движения рук и ног при отталкивании. При этом одновременно с махом свободной ногой поднимаются руки вперед — вверх, причем одноименная толчковой ноге рука поднимается выше, обеспечивая равновесие с поднятым бедром маховой ноги;

– то же упражнение, но с отталкиванием с одного шага;

– доставание предмета бедром маховой ноги после имитации отталкивания;

– поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через шаг, затем — через три шага;

– прыжки в шаге через планку или барьер высотой 40—60 см с трех беговых шагов;

– прыжки с 3—5 шагов разбега с запрыгиванием в положении «шага» на возвышение («коня», бревно, стопку матов, возвышения и другие спортивные снаряды и приспособления).

При выполнении перечисленных упражнений необходимо добиться полного выпрямления толчковой ноги и быстрого маха другой ногой вверх. Толчковая нога ставится на место отталкивания ближе проекции ОЦМ на всю стопу или перекатом с пятки на носок.

В момент отталкивания рука, противоположная маховой ноге, должна активно выноситься вперед — вверх и внутрь для удержания прямолинейности полета

Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием.

Средствами для решения этой задачи являются:

– прыжки «в шаге» с различной скоростью движения и приземлением на маховую ногу;

– прыжки в длину с 2—5 шагов разбега с ускоренной и активной постановкой толчковой ноги на место отталкивания;

– пробегание по разбегу 6—10 беговых шагов с обозначением отталкивания;

– прыжки с гимнастического мостика с 5—6 шагов разбега;

– прыжки в шаге с 5—6 шагов разбега через низкий барьер или планку;

– прыжки в длину с короткого и среднего разбега.

При овладении техникой изучаемых упражнений необходимо следить за ускорением ритма на последних шагах разбега, слитностью разбега и отталкивания, а длина последнего шага должна быть несколько короче предыдущего.

Заступ – переступание прыгуном в длину и тройным прыжком ногой бруска для отталкивания.

Задача 4. Обучить технике приземления.

Для обучения приземлению в первую очередь необходимо повторить прыжки с места. При этом следует обратить внимание на подтягивание коленей вперед—вверх и активное выбрасывание ног далеко вперед при приземлении. Для лучшего вынесения ног вперед можно сделать отметку или положить на это место ленту (веревку) и дать задание при приземлении посылать ноги за отметку.

При обучении приземлению с разбега можно рекомендовать следующие упражнения:

– прыжки в длину с места с активным подтягиванием коленей вперед — вверх и группировкой с опусканием рук вниз;

– прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами или одной ногой с далеким вынесением ног на приземление, прыгая в песок или яму с поролоном;

– прыжки в длину с короткого разбега через планку, барьер или резинку, установленную на высоте 20 —50 см за 0,5 м от места предполагаемого приземления;

– из виса на гимнастической стенке, спиной к ней, махом вперед сделать соскок с приземлением на две ноги на гимнастический мат;

– прыжки в длину с короткого разбега через веревку или резиновую ленту, положенную на предполагаемом месте приземления.

Задача 5. Обучить технике движениям в полете.

Способ «согнув ноги»

После овладения техникой главных фаз прыжка (отталкивание, разбег и приземление) можно переходить к обучению способа прыжка, т.е. сохранения определенного, устойчивого положения тела в фазе полета.

Как уже было сказано, самый простейший из способов — прыжок «согнув ноги». После вылета в положении «шага» необходимо выполнить группировку и, подтянув колени к груди, выбросить их вперед.

Для освоения движений в полете применяются упражнения:

– прыжок в «шаге» с 3—5 шагов разбега с приземлением в положение «шага»;

– из положения неглубокого выпада подтянуть сзади расположенную толчковую ногу к впереди стоящей ноге;

– прыжок в «шаге» с 5—7 шагов разбега через две планки (линии) с дальнейшим пробеганием;

– прыжки в длину способом «согнув ноги» с различных по длине разбегов, отталкиваясь от мостика, дорожки перед ямой или бруска;

– имитация вылета в «шаге» и группировка в висе на кольцах или перекладине.

После того, как занимающиеся освоят простейший способ прыжка «согнув ноги», можно переходить к обучению технике прыжка «прогнувшись». Обучение технике данного способа начинается с показа прыжка в целом со среднего разбега, а затем — пробных прыжков с короткого разбега. Основные упражнения при обучении:

Читать еще:  Беговая дорожка что она дает

– прыжки с короткого разбега (3—5 беговых шагов), после вылета «в шаге» необходимо опустить маховую ногу вниз — назад, а таз вынести вперед и прогнуться, руки поднять вверх в стороны, приземлиться на обе ноги, не стремясь активно выбросить их вперед;

– прыжки с короткого разбега, обращая внимание на опускание маховой ноги, прогиб и активное выбрасывание ног далеко вперед во время приземления; руки при этом опустить вперед, вниз и назад;

– прыжки с короткого разбега;

– имитация движения ног в висе на кольцах или перекладине, следя за тем, чтобы во время опускания маховой ноги вниз таз выводился вперед, а плечи несколько отводились назад;

– прыжки в целом с увеличением длины разбега, отталкиваясь от пола (дорожки) и бруска.

После создания представления о технике полетной фазы прыжка с помощью целостного показа со среднего разбега для изучения этого способа полета применяются упражнения:

– прыжки в «шаге» с 3—5 беговых шагов, опуская маховую ногу вниз с приземлением на нее и пробегая вперед;

– прыжки в «шаге» с 1—3 шагов со сменой положения ног в полете и приземлением в положение «шага», толчковая нога впереди;

– прыжки с 3—5 беговых шагов, меняя положение ног в полете, но приземляясь на толчковую ногу;

– имитация движения рук в ходьбе;

– имитация смены ног в висе на кольцах, перекладине и лежа на гимнастических матах;

– прыжки способом «ножницы» (2,5 шага), толкаясь от гимнастического мостика или трамплина, для согласования движений ног и рук;

– прыжки способом «ножницы» с различных по величине разбегов, отталкиваясь от грунта и бруска.

При выполнении всех упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы движения ног в полете выполнялись не голенью, а от бедра, свободными, широкими ногами.

Задача 6. Обучить технике прыжков в длину в целом.

При обучении технике прыжков в длину в целом необходимо обращать внимание на выполнение ритма последних шагов и более быстрое отталкивание при минимальном снижении горизонтальной скорости, полученной в разбеге. Длина разбега зависит от абсолютной скорости занимающегося, его подготовленности к прыжкам, способности к ускорению в беге. Начало разбега определяется следующим образом: 1) занимающийся становится на доску для отталкивания спиной к яме, одна нога — впереди, сделав быстрый первый шаг сзади стоящей ногой;

2) начинает бег с постепенным наращиванием скорости. На 18—21-м шагах разбега необходимо оттолкнуться вверх. На месте отталкивания преподаватель делает отметку мелом — это место и будет предварительным началом разбега.

После нескольких повторений следует определить точную длину разбега, измерить ее рулеткой или ступнями.

В процессе обучения технике прыжков в длину в целом также выполняются:

– повторное пробегание полного разбега;

– прыжки в длину со среднего и полного разбега избранным способом;

– прыжки в длину с гимнастического мостика с полного разбега.

Задача 7. Совершенствование техники прыжков в длину.

После выбора способа прыжка необходимо продолжить совершенствование в технике разбега, перехода к отталкиванию, отталкивания, полета и приземления избранным способом прыжка. При совершенствовании в технике прыжков с разбега решается и целый ряд частных задач:

1. Повышение скорости разбега.

2. Достижение стабильности разбега на последних шагах.

3. Повышение активности действий в отталкивании и уменьшении упора при постановке толчковой ноги на опору.

4. Достижение равновесия в коленном суставе при увеличении активности плечевого пояса, рук и амплитуды маха ногой в отталкивании.

5. Совершенствование ритма разбега.

Для этого используются следующие упражнения:

– прыжки в длину со среднего и полного разбега;

– выполнение специальных упражнений для совершенствования деталей техники;

– прыжки в длину на результат в условиях тренировки и соревнований.

Анализ техники прыжков в длину с разбега

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

При обучении отталкиванию используются разнообразные подводящие упражнения в следующей последовательности:
– имитация движений ног при отталкивании на месте с активным выведением таза вперед, а в момент окончания отталкивания — подъем колена маховой ноги;
– имитация подъема таза вверх из положения лежа с опорой на пятку ноги о пол;
– имитация сочетания движения рук и ног при отталкивании. При этом одновременно с махом свободной ногой поднимаются руки вперед — вверх, причем одноименная толчковой ноге рука поднимается выше, обеспечивая равновесие с поднятым бедром маховой ноги;

Содержание

Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Техника прыжка в длину с разбега
Ошибки и средства их исправления прыжков в длину с разбега
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

1. Повышение скорости разбега.

2. Достижение стабильности разбега на последних шагах.

3. Повышение активности действий в отталкивании и уменьшении упора при постановке толчковой ноги на опору.

4. Достижение равновесия в коленном суставе при увеличении активности плечевого пояса, рук и амплитуды маха ногой в отталкивании.

5. Совершенствование ритма разбега.

Для этого используются следующие упражнения:

– прыжки в длину со среднего и полного разбега;

– выполнение специальных упражнений для совершенствования деталей техники;

– прыжки в длину на результат в условиях тренировки и соревнований.

Техника прыжка в длину с разбега

Прыжки в длину с разбега входили в состав пентатлона еще в Древней Греции. Историки не могут точно сказать, как проводился этот вид спорта, но известно, что древние атлеты прыгали с гантелями в руках, отталкиваясь от твердого грунта, и приземлялись на мягкую, взрыхленную землю. Соревнования по прыжкам в длину стали проводиться с началом возрождения легкой атлетики. В 1860 г. этот вид был включен в программу ежегодных «больших игр» Оксфордского университета в Англии. Первый зарегистрированный рекорд был равен 5,95 м. В 1868 г. англичанин А.Тосуэлл прыгнул на 6,40 м, а уже в 1874 г. ирландец Д.Лэйн преодолел семиметровый рубеж. Его рекорд — 7,05 м.

В 1935 г. американский спортсмен Д.Оуэне прыгнул на 8,13 м, этот рекорд продержался до 1960 г. В 1968 г. на Олимпийских играх в Мехико Р-Бимон (США) показывает феноменальный результат — 8,90 м, который до сих пор является олимпийским рекордом. Лишь в 1991 г. другой американец М.Пауэлл доводит мировой рекорд до 8,95 м.

У женщин мировые рекорды начинают фиксировать с 1928 г. Первой рекордсменкой стала японка К.Хитоми — 5,98 м. Шестиметровый рубеж был преодолен в 1939 г. немецкой прыгуньей К.Шульц — 6,12 м. Первой женщиной, прыгнувшей за семь метров, стала советская прыгунья В.Бардаускене, показавшая в 1978 г. результаты — 7,07 и 7,09 м. В настоящее время рекорд мира принадлежит российской прыгунье Г.Чистяковой — 7,52 м.

Техника прыжков в длину с разбега имеет три разновидности: «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы». Самый простой способ «согнув ноги» применялся до конца XIX в. Современный способ «ножницы» впервые появился еще 1900 г., но широкое распространение получил только в 30—40-х гг. XX в. В 1920 г. финский прыгун Туулос впервые продемонстрировал новую технику прыжка в длину — «прогнувшись». Несмотря на то, что этот способ является менее эффективным по сравнению с «ножницами», многие прыгуны, а особенно женщины, широко его используют. Ряд других прыгунов применяют совмещенную технику этих двух способов. Технику целостного прыжка в длину с разбега можно разделить на четыре части: разбег, отталкивание, полет и приземление.

Разбег. Разбег в прыжках в длину служит для создания оптимальной скорости прыгуна. Скорость разбега в этом виде в наибольшей степени приближается к максимальной скорости, которую может развить спортсмен, в отличие от других видов прыжков. Длина разбега и количество беговых шагов зависят от индивидуальных особенностей спортсмена и его физической подготовленности. Ведущие спортсмены применяют до 24 беговых шагов при длине разбега около 50 м. У женщин эти значения несколько меньше — до 22 беговых шагов при длине разбега свыше 40 м. Сам разбег условно можно разделить на три части: начало разбега, приобретение скорости разбега, подготовка к отталкиванию.

Начало разбега может быть различным. В основном спортсмены используют следующие варианты: с места и с подхода (или подбега), а также с постепенным набором скорости и резким (спринтерским) началом. Начало разбега имеет важное значение, так как задает тон и ритм разбега. Надо приучать спортсмена к стандартному началу разбега и не менять его без предварительной подготовки.

При начале разбега с места спортсмен начинает движение с контрольной отметки, поставив одну ногу вперед, другую — сзади на носке. Некоторые бегуны выполняют в таком положении небольшое раскачивание вперед — назад, перемещая тяжесть тела то на впереди стоящую ногу, то на сзади стоящую. Когда спортсмен выполняет начало разбега с движения (подхода или подбега), важно, чтобы он точно попал на контрольную отметку заранее определенной ногой. Надо помнить, что при четном количестве беговых шагов разбега на контрольную отметку ставится толчковая нога и движение начинается с маховой ноги и наоборот.

После того как спортсмен выполнил начало разбега, идет набор скорости разбега. Здесь прыгун выполняет беговые шаги, сходные по технике с бегом на короткие дистанции по прямой. Амплитуда движений рук и ног несколько шире, наклон туловища достигает 80°, постепенно принимая к концу разбега вертикальное положение. В этот момент необходимо акцентировать внимание на упругом отталкивании при каждом шаге, контролировать свои движения, выполнять бег по одной линии, не раскачиваясь в стороны.

В подготовке к отталкиванию на последних 3 — 4 беговых шагах спортсмен должен развить оптимальную для себя скорость. Эта часть разбега характеризуется увеличением частоты движений, некоторым уменьшением длины бегового шага, несколько увеличивается подъем бедра ноги при его движении вперед—вверх. Толчковая нога, выпрямленная в коленном суставе, в последнем шаге ставится на место отталкивания «загребающим» движением назад на полную стопу.

Отклонение плеч назад перед отталкиванием достигается за счет активного проталкивания таза вперед маховой ногой в последнем, более коротком, чем предыдущие, шаге. Не рекомендуется при постановке толчковой ноги специально сгибать ее в коленном суставе, выполняя подседание. Под действием скорости разбега и силы тяжести прыгуна нога сама согнется в коленном суставе, и при растягивании напряженных мышц более эффективнее будет отталкивание.

Отталкивание. Эта часть прыжка начинается с момента постановки ноги на место отталкивания. Нога ставится на всю стопу с акцентом на внешний свод, некоторые спортсмены ставят ногу с пятки. В обоих случаях возможно некоторое скольжение стопы вперед на 2 — 5 см, особенно это наблюдается при постановке ноги с пятки, так как на ней нет шипов и она может скользить вперед. Этому способствует также нерациональная постановка толчковой ноги, расположенной слишком далеко от проекции ОЦМ.

Оптимальный угол постановки толчковой ноги — около 70°, Нога слегка сгибается в коленном суставе. Начинающим прыгунам и спортсменам с недостаточным развитием силы ног не рекомендуется искусственно сгибать ногу в колене, так как прыгун может не справиться с воздействующими на него силами реакции опоры. В фазе амортизации (с момента постановки ноги на опору до момента вертикали) в первые доли секунды происходит резкое увеличение сил реакции опоры, затем происходит быстрое их снижение. Под действием этих сил происходит сгибание в коленном и тазобедренном суставах. С момента вертикали, когда маховая нога активно выносится вперед—вверх, выполняется разгибание в этих суставах. До момента вертикали происходит некоторое увеличение сил реакции опоры за счет работы мышц и инерционных свойств маховой ноги и рук.

Работа мышц, участвующих в разгибании коленного и тазобедренного суставов, начинается еще до прохождения момента вертикали, т.е. сгибание в суставах еще не окончилось, а мышцы-разгибатели уже активно начинают свою работу, эффективно используя упругие силы мышечных компонентов. Движения маховой ноги и руки вперед способствуют передаче количества движения масс этих звеньев всему телу прыгуна. Заканчивается отталкивание в момент отрыва стопы от опоры, при этом силы реакции опоры уже ничтожно малы.

Цель отталкивания — перевести часть горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость вылета тела прыгуна, т.е. придать телу начальную скорость. Оптимальный угол отталкивания находится в пределах 75°, а оптимальный угол вылета — в пределах 22°. Чем быстрее отталкивание, тем меньше потери горизонтальной скорости разбега, а значит, увеличится дальность полета прыгуна.

Полет. После отрыва тела прыгуна от места отталкивания начинается полетная фаза, где все движения подчинены сохранению равновесия и созданию оптимальных условий для приземления. Отталкивание придает ОЦМ траекторию движения, определяющуюся величиной начальной скорости вылета тела прыгуна, углом вылета и высотой вылета. Ведущие прыгуны мира достигают начальной скорости примерно 9,4—9,8 м/с. Высота подъема ОЦМ равняется примерно 50 — 70 см. Условно полетную фазу прыжка можно разделить на три части: 1) взлет, 2) горизонтальное движение вперед и 3) подготовка к приземлению.

Приземление. Эта заключительная часть прыжка имеет большое значение для его дальности. Подготовка к приземлению начинается в последней части полета, когда ОЦМ прыгуна опускается до высоты его во время отталкивания. Прыгун выпрямляет ноги в коленных суставах, плечи уходят вперед, руки, чуть согнутые в локтевых суставах, отводятся как можно дальше назад. Для эффективности приземления надо удерживать ноги так, чтобы их продольная ось была под более острым углом к поверхности приземления.

После соприкосновения стоп ног с поверхностью приземления (песком) прыгун активно посылает руки вперед, сгибая ноги в коленных суставах и выводя ОЦМ за линию касания песка стопами. Некоторые прыгуны применяют приземление с боковым уходом, т.е. после касания песка стопами прыгун в большей степени расслабляет ту ногу, в сторону которой он будет делать уход, при этом, активно помогая себе руками и плечами, осуществляется резкий поворот в сторону ухода. Поворот выполняется движением через спину, т. е. назад, одновременно выводя другое плечо и руку вперед. Необходимо помнить, что преждевременное выведение рук вперед вызовет опускание ног вниз и приведет к раннему касанию места приземления. Повышение результативности в прыжках в длину с разбега зависит от силы ног, скорости разбега, быстроты отталкивания и координационных способностей прыгуна. Увеличение скорости разбега на 1 м/с позволило нашему ведущему прыгуну И.Тер-Ованесяну улучшить результат почти на метр.

Ошибки и средства их исправления прыжков в длину с разбега

1. Растягивание последних шагов в разбеге и особенно последнего.

Сокращение длины разбега с сохранением количества беговых шагов.

2. Нестабильность беговых шагов

Разбег с применением контрольных отметок.

Анализ и методика обучения технике прыжка в длину, способом согнув ноги

В соревнования по легкой атлетике включаются четыре вида прыжков: в высоту, в длину, тройной и с шестом. Все они выполняются с разбега. При анализе техники прыжков необходимо учитывать факторы, влияющие на дальность полета и на высоту взлета.

Таким образом, прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, способом согнув ноги необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая обеспечит правильное выполнение прыжков в длину, способом согнув ноги.

Итак, условно технику выполнения каждого прыжка можно разделить на четыре основные фазы; разбег, толчок, полет и приземление.

Каждая из фаз играет определенную роль в достижении спортивного результата, но важность их относительно друг друга не равноценна. Ни один прыжок нельзя выполнить без толчка. Можно сказать, что если нет толчка, нет и прыжка. Но толчок без разбега значительно теряет в мощности. Поэтому толчок по важности занимает первое место, а разбег — второе. В полете, в безопорной фазе, уже ничто не может изменить: траекторию движения о. ц. т. тела. Но, преодолевая вертикальное препятствие, спортсмен стремится наиболее эффективно перенести тело через препятствие, что положительно сказывается на спортивном результате. Таким образом, фаза полета занимает третье по значению место, а приземление (четвертая фаза) вообще не влияет на результат. В свою очередь, при преодолении горизонтальных препятствий выбрасывание ног вперед (приземление) может значительно изменить дальность прыжка, поэтому в прыжках в длину приземление важнее, чем полет.

Читать еще:  Техника бега на короткие дистанции кратко

Разбег. Согласно законам механики, дальность полета зависит от начальной скорости и оптимального угла вылета. Горизонтальная скорость перемещения спортсмена создается во время разбега. В прыжках в длину скорость разбега к моменту отталкивания приближается к максимальной.

В прыжках в длину необходимая скорость достигается в первой половине разбега за 6 беговых шагов. Шаги выполняются с заметным ускорением. На последнем шаге в результате активизации движения вперед таза и толчковой ноги верхняя часть туловища отклоняется и перед толчком прыгун в высоту принимает характерную позу. Выставленная вперед толчковая нога, создавая тормозящее усилие, замедляет горизонтальную скорость, но одновременно повышает давление на грунт, что вызывает увеличением реакции опоры. Однако роль этих действий в прыжках в длину, минимальна. Здесь очень важно сохранить набранную горизонтальную скорость, поэтому последние 6 шагов разбега изменяются незначительно: несколько увеличивается темп, перестраивается внутришаговый ритм, особенно на последнем шаге, который в большинстве случаев бывает несколько короче всех предыдущих). На предпоследнем шаге о. ц. т. тела несколько опускается, сохраняя это положение до момента отталкивания. Такая перестройка помогает в определенной мере сохранить горизонтальную скорость и подготовиться к выполнению толчка.

Отталкивание. К отталкиванию относятся все действия спортсмена от момента постановки толчковой ноги на грунт до момента отрыва от опоры. В отталкивание входит составной частью и толчок, т. е. активное разгибание опорной ноги.

В прыжках в длину стопа ставится ближе к проекции о, ц. т. тела при прямом туловище. Масса тела по инерции продолжает двигаться вперед, создавая давление на опорную ногу. Сила давления прямо пропорциональна массе прыгуна и ускорению ее движения. Под действием давления толчковая нога сгибается в коленном и тазобедренном суставах (амортизационное сгибание). Величины амплитуд, составляющих движения отталкивания, зависят от общего для этой фазы оптимального времени, которое, в свою очередь, зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его физической подготовленности и скорости разбега.

Переход веса тела на опорную ногу сопровождается активным включением .в работу маховой ноги. В прыжках в высоту маховая нога в этотмомент немного сгибается, а в остальных прыжках ее движения внешне похожи на движения в беге. Амортизационное сгибание заканчивается, когда голень толчковой ноги прыгуна занимает вертикальное положение. С этого момента начинается разгибание во всех суставах. Чтобы создать наибольшую вертикальную скорость, необходимо выполнить мощный толчок по возможности вверх. Это наиболее трудная и важная часть прыжка. Мощность толчка определяется величиной вертикальной скорости и зависит от умения прыгуна сконцентрировать свои усилия, от амплитуды рабочих движений (разгибания толчковой ноги, маха ноги и рук, выпрямления туловища) и сокращения времени этих движений при необходимой согласованности и очередности. Поэтому чрезмерно низкое исходное положение (глубокий подсед), невыгодно, так как в данном случае для толчка потребуется больше времени и не будет достигнуто необходимое ускорение. Давление на опору при толчке достигает 400–500 кг.

После завершения толчка начинается третья фаза — фаза полета. Тело спортсмена, подчиняясь общим законам механики, летит по балистической кривой. Изменить направление прыгун не может, следовательно, он должен более рационально использовать полет для достижения максимального для себя спортивного результата.

Стремление приземлиться при прыжках в длину вынуждает прыгуна сохранять устойчивое динамическое равновесие в воздухе, готовясь к выбрасыванию ног при – приземлении (без потери равновесия назад в момент приземления).

Решение этих задач и породило основные способы прыжков в длину, названных по характеру действия, в безопорной фазе: «согнув ноги», «прогнувшись» и «ножницы». Практически существенной разницы, влияющей на дальность Полетаев этих способах нет. С точки зрения механики они равноценны. И если современные прыгуны используют главным образом последний способ, то это можно объяснить побочными воздействиями (скорее психологического плана) на полноценность отталкивания и сохранение необходимой временной паузы перед выбрасыванием ног, что, в конечном счете, приводит к лучшим спортивным результатам.

Последняя, четвертая, фаза — приземление. В прыжках в длину техника приземления играет значительную роль. В начале и середине безопорной фазы прыгун стремится подготовиться к эффективному выбрасыванию ног. Эти действия должны привести к тому, чтобы пятки прыгуна коснулись грунта впереди точки приземления о. ц. т. тела или совпадали с ней. Поэтому сильнейшие прыгуны к концу полета активно выпрямляют ноги вперед, наклоняя к ним туловище, с тем, чтобы окончание выпрямления происходило одновременно с моментом касания стопами грунта. Дальнейшие действия спортсмена направлены на переход через опору, так как измерение длины прыжка производится от ближайшей к планке точки касания.

Еще раз подчеркнем, что только после овладения техникой главных фаз прыжка (отталкивание, разбег и приземление) можно переходить к обучению спортивного прыжка, т.е. сохранения определенного, устойчивого полония тела в фазе полета.

Как уже было сказано, самый простейший из способов — прыжков «согнув ноги». После вылета в положении «шага» необходимо шить группировку и, подтянув колени к груди, выбросить вперед.

Для освоения движений в полете применяются упражнения:

– прыжок в «шаге» с 3 — 5 шагов разбега с приземлением в расширение «шага»;

– из положения неглубокого выпада подтянуть сзади расположенную толчковую ногу к впереди стоящей ноге;

– прыжок в «шаге» с 5 — 7 шагов разбега через две планки (линии) с дальнейшим пробеганием;

– прыжки в длину способом «согнув ноги» с различных по длине разбегов отталкиваясь от мостика, дорожки перед ямой;

– имитация вылета в «шаге» и группировка в висе на кольцах или перекладине.

Прыжки в длину
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Материал для выступления на ШМО

Скачать:

Вложение Размер
pryzhki_v_dlinu.doc 83.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА

Прыжки в длину – это простое физическое упражнение, имеющее большое прикладное значение. В прыжках в длину можно выделить четыре фазы: разбег, отталкивание, полет, приземление.

РАЗБЕГ. Цель разбега – достижение наивысшей скорости. Количество беговых шагов в разбеге у мужчин 18 -24, у женщин – 16 – 22. Существует три наиболее распространенных варианта исходного положения для начала разбега:

а) прыгун становится обеими ногами на контрольную отметку, обозначающую начало разбега, руки опущены и «падением» вперед энергично начинает разбег,

б) одна нога стоит на контрольной отметке вторая отставлена назад, туловище наклонено вперед,

в) разбег с нескольких шагов подхода.

Техника разбега в начальной части напоминает бег со старта, но с несколько меньшей интенсивностью. Она характеризуется большим наклоном туловища вперед (35-60 град), энергичными движениями рук, высоким подниманием бедра и энергичной постановкой ног загребающим движением на переднюю часть стопы. В средней части разбега наклон туловища постепенно уменьшается(5-10 град), а темп и амплитуда движений увеличиваются. Наибольшая скорость и длина шагов достигаются в конце разбега. Последний шаг разбега обычно короче предпоследнего на 25 – 40см.

ОТТАЛКИВАНИЕ. В отталкивании толчковая нога ставится на опору почти выпрямленной с пятки или на всю стопу под углом 65-70 град. Туловище в этот момент вертикально или отклонено назад на 2-5 град. Под воздействием сил инерции тела толчковая нога и частично туловище сгибаются. Как только сопротивление растянутых мышц начинает превышать величину сил инерции тела, они начинают сокращаться, выпрямляя толчковую ногу и туловище. Вследствие этого прыгун изменяет горизонтальное направление движения и начинает двигаться вперед – вверх. Маховые движения руками и маховой ногой способствуют сохранению равновесия и повышают эффективность отталкивания.

ПОЛЕТ. Полет начинается с момента отрыва толчковой ноги прыгуна от грунта и определяется избранным способом прыжка.

Способ «согнув ноги». Оттолкнувшись, прыгун пролетает в положении «шага» половину траектории, затем подтягивает толчковую ногу к маховой и поднимает колени согнутых ног к груди, принимая положение группировки. Туловище в этом положении не следует сильно наклонять вперед. Руки опущены вперед – вниз (Рис.1).

ПРИЗЕМЛЕНИЕ. Каким бы способом ни прыгал прыгун, непосредственно перед приземлением он должен выбросить ноги как можно дальше вперед, наклоняя при этом туловище и отводя руки назад. Приземление происходит на слегка расставленные ноги. После касания пятками песка в яме приземления ноги сгибаются в коленях, а таз подтягивается к пяткам, руки посылаются вперед. При технически хорошо выполненном приземлении прыгун обычно садится на ягодицы в следы, оставленные ступнями ног в яме с песком.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА

Задача 1. Ознакомить занимающихся с особенностями техники прыжка в длину способом «согнув ноги».

1. Показ наглядных пособий в виде плакатов, кинокольцовок, учебных фильмов.

2. Показ учителем техники прыжка с объяснением отдельных ее элементов.

3. Наблюдение за техникой прыжков в длину.

4. Наблюдение за техникой прыжков в длину квалифицированных прыгунов на соревнованиях с комментариями учителя о хороших и плохих сторонах их техники.

Задача 2. Проверить умение занимающихся выполнить прыжок в длину с произвольного разбега.

1. Выполнить прыжок в длину с 10- 12 беговых шагов, отталкиваясь от грунта с любого места.

2. То же, но отталкиваясь с бруска или с определенной зоны.

Преподаватель следит за каждым занимающимся и вносит поправку в отметку начала разбега каждого занимающегося. После внесения поправки следует выполнить 8-10 прыжков с разбега от своей отметки , попадая на брусок.

Задача 3. Научить технике отталкивания в сочетании с полетом в «шаге».

1. Имитация техники постановки толчковой ноги, и. п. – маховая нога впереди, слегка согнутую толчковую отставить на ступню назад, руки опустить. Сделать шаг вперед толчковой ногой, ставя ее на опору загребающим движением на всю ступню, перенести на нее вес тела.

2. Имитация техники движения ног при отталкивании. И.П. – толчковая нога впереди поставлена на всю ступню, маховая сзади, руки опущены вдоль туловища. Перенести вес тела на толчковую ногу, а согнутую в колене маховую поднять вперед — вверх до уровня таза с носком «взятым» на себя.

3. Имитация техники постановки толчковой ноги, отталкивания и маха. То же, что и в упражнении 1, но после постановки толчковой и перенесения на нее веса тела поднять согнутую в колене маховую ногу вперед – вверх до уровня таза с носком «взятым» на себя.

4: И.П. – встать на маховую ногу, слегка согнутую толчковую отставить назад, руки опустить вдоль туловища. С шагом вперед на толчковую ногу и махом маховой ногой подпрыгнуть вперед – вверх. Приземляться на толчковую ногу.

5. Многократные прыжки вверх на месте.

И. П. – встать на толчковую ногу, маховая, слегка согнутая в колене, опущена вниз, но не касается опоры, руки опущены вдоль туловища. Выполнить 5-10 прыжков на месте вверх. Таз вывести на толчковую ногу.

6. Прыжки с ноги на ногу. И.П. – как в упр. 5. Выполнять прыжок вперед -вверх с приземлением на маховую ногу и остановиться. Затем выполнить прыжок с маховой ноги на толчковую и т.д. Туловище прямое.

7. Имитация техники движений рук при отталкивании. И.П. – встать на толчковую ногу, маховую, слегка согнутую в колене, отставить на ступню назад. Руки, согнутые в локтевых суставах, развести: противоположную маховой ноге назад, другую вперед. Энергичным движением сменить положение рук, подняв кисть руки, находящейся впереди, до уровня головы.

8. Имитация техники движения рук в разбеге и отталкивании. То же, что и в упр.7, но сначала руками, согнутыми в локтевых суставах, нужно выполнить движения как в беге, а затем остановить их в положении, соответствующем окончанию отталкивания.

9. Имитация техники движения ног и рук в отталкивании. И.П. – толчковая нога и противоположная ей рука впереди, маховая нога и другая рука сзади. Перенести вес тела на толчковую ногу, бедро согнутой в колене маховой ноги поднять до уровня таза и одновременно сменить положение рук.

10. Прыжки с 1, 2, 3 шагов разбега.

11. Прыжки в длину с короткого разбега через планку, установленную на высоте 50 – 60см и более на расстоянии, равном половине прыжка.

12. Прыжки с гимнастического мостика.

При выполнении всех упражнений надо обращать внимание на упругое сгибание толчковой ноги, полное ее разгибание во всех суставах и прямолинейное положение туловища. После освоения техники отталкивания в имитационных упражнениях и в прыжках с места надо совершенствовать ее в прыжках с 2 – 8 беговых шагов. Приземляться на маховую ногу с дальнейшим пробеганием вперед.

Задача 4. Научить технике приземления.

1. Имитация техники поднимания ног. И.П. – маховая нога впереди толчковая отведена назад, руки вверху. Одновременно с опусканием рук вперед — вниз — назад, поднять согнутую в колене толчковую ногу вперед – вверх, затем, опуская ее, «выхлестнуть» голень вперед – вверх, (выполняется по очереди для каждой ноги).

2. И.П. – лежа на скамейке, руки отведены за голову. Одновременно с движением рук вверх – вперед поднять согнутые в коленях ноги, продолжая движение рук вперед – вниз, «выхлестнуть» голени вверх.

3. Многократные прыжки на месте, отталкиваясь двумя ногами. И.П.- слегка присесть, руки отвести вниз – назад. С махом руками вперед – вверх подпрыгнуть, затем в полете, энергично опуская руки вперед – вниз встречным движением поднять согнутые в коленях ноги до уровня таза и приземлиться в и.п. Это упражнение можно выполнять с продвижением вперед, преодолевая невысокие препятствия(набивные мячи, скамейки, барьеры).

4. Прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами. В момент приземления, продолжая движение бедер, голени «выхлестнуть» вперед -вверх, а руки отвести назад. Приземление на ягодицы, садясь в след, оставленный ногами.

5. И.П. – толчковая нога впереди у края прыжковой ямы, маховая сзади, руки отведены вниз – назад. Наклоняясь вперед, с махом руками и ногой прыгнуть вперед – вверх. Выполняя приземление, энергично опустить руки вперед — вниз – назад, «выхлестнуть» голень маховой ноги вперед – вверх и подтянуть к маховой ноге толчковую. После касания ногами песка, согнуть их в коленях, подтягивая таз к пяткам и сесть в след, оставленный ногами, на ягодицы.

6. Прыжки в длину с 2, 3, 5 шагов разбега.

7. Прыжки в длину с короткого разбега через планку, установленную на высоте 20 – 40 см за полметра до предполагаемого места приземления.

8. То же через веревку (ленту, прутик), положенную на предполагаемом месте приземления.

В технике приземления следует добиваться четкого, точного выполнения всех движений. Научившись правильно выполнять приземление, надо многократным повторением закрепить его, превратить в навык.

Задача 5. Научить технике движений в полете способом «согнув ноги».

1. Прыжок с полетом и приземлением в положении шага. С 2-6 беговых шагов разбега выполнить отталкивание и вылететь в положении шага – туловище прямое, бедро согнутой в колене маховой ноги поднято до уровня таза, полусогнутая толчковая отведена назад, рука, противоположная маховой ноге, впереди, другая сзади. Приземлиться на три точки: ступню маховой ноги, колено и ступню толчковой.

2. И.П. – толчковая нога и противоположная ей рука впереди, маховая нога и другая рука сзади. Перенести вес тела на толчковую ногу, бедро маховой поднять до уровня таза и сменить положение рук – отталкивание. Это же положение соответствует и началу полетной фазы – положению шага. Затем руку, противоположную толчковой ноге, поднять вперед – вверх к другой руке – полет.

3. Лежа на скамейке принять положение группировки. Руки вперед – вниз.

4. Прыжок с выполнением движений в полете способом «согнув ноги» через скамейку, веревку, ленту и др.

5. Прыжок с выполнением движений в полете способом «согнув ноги» и приземлением в положении шага. С 2-6 беговых шагов разбега оттолкнуться, вылететь в положении шага, затем в полете поднять руку, противоположную толчковой ноге к другой руке и в этом положении приземлиться.

При выполнении прыжка в полете способом «прогнувшись» надо обратить внимание на необходимость вылета в «шаге», так как возможен преждевременный прогиб во время отталкивания. Не следует наклонять голову назад в момент прогиба, подбородок чуть берется на себя.

В выполнении движений в полете способом «ножницы» обратить внимание на движение от бедра, а не голенью. Прыгун должен продолжать бег в воздухе, а не делать движения прямыми ногами или одними голенями.

Задача 6. Научить правильному переходу от разбега к отталкиванию. Средства:

1. Прыжки в длину с 2, 3, 5 шагов разбега, акцентируя активную постановку ноги на место толчка.

2. То же во время бега со средней скоростью на 60 – 80м отталкиваясь на каждый 5-й шаг.

3. Прыжки в длину с короткого и среднего разбега.

Задача 7. Научить технике прыжка в длину в целом с короткого и среднего разбега.

1 . Прыжки в длину с 4 -10 беговых шагов с акцентом на выполнение техники прыжка в целом.

2. Прыжки в длину с 6 – 10 беговых шагов способом «согнув ноги» через два препятствия. Первое препятствие высотой 40 -60 см ставится на расстоянии, равном 1/3 прыжка от места отталкивания. Оно стимулирует мощное отталкивание, высокий мах и высокую траекторию полета. Второе препятствие высотой 20 -30 см устанавливается на расстоянии 1/3 длины прыжка от места приземления. Оно будет способствовать активному вынесению ног вверх – вперед в момент приземления.

3. Прыжки в длину с подкидного мостика.

4. Соревнования в прыжках в длину с 8 – 10 шагов разбега.

Задача 8. Научить технике прыжка в длину с полного разбега. Средства:

1 . Длину разбега в прыжках в длину можно выбирать в зависимости от скоростных возможностей занимающихся. Оценить их скоростные возможности можно по результатам в беге на 30м со старта. Так результатам 5,5сек. и хуже должен соответствовать разбег в 12 беговых шагов. 5,4 – 5,0сек. – 14 беговых шагов, 4,9 – 4,6 – 16 беговых шагов, 4,5 сек. и лучше – 18 беговых шагов.

2. Совершенствование точности разбега, проводится в виде игры. На дорожке разбега в 20см перед бруском чертится линия. Разбег отмеряется от дальнего края бруска. Каждому учащемуся дается право выполнить 5-10 прыжков. При отталкивании от бруска дается 3 очка. В зоне между линией и бруском – 1 очко, а перед линией или за бруском – 0 очков. Наибольшая сумма очков выявляет победителя и соответствует лучшей средней точности разбега.

3. Прыжки в длину с полного разбега.

4. Соревнования по прыжкам в длину с индивидуального разбега.

5. Ознакомить учащихся с правилами соревнований по прыжкам в длину с разбега.

Для выполнения точного разбега его следует всегда начинать из одного положения и стандартного выполнения первых шагов. Если прыгуну не хватает длины разбега для достижения максимальной скорости, прибавляется к разбегу 2 беговых шага (12 –134 ступней). Если же нужная скорость достигается раньше, то разбег уменьшается на 2 или 4 беговых шага. Разбег измеряется рулеткой или ступнями, и в процессе тренировки он уточняется.

Анализ техники тройного прыжка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:57, контрольная работа

Описание

Техника тройного прыжка состоит из разбега, отталкивания и трех элементов – «скачка», «шага» и «прыжка». «Скачок» выполняется с толчковой ноги с приземлением на толчковую, «шаг» – с толчковой на маховую, «прыжок» – с маховой ноги с приземлением на обе ноги. Третий элемент («прыжок») правилами соревнований разрешается выполнять любым способом прыжка в длину (согнув ноги, прогнувшись, прогнувшись – ножницы, ножницы).

Работа состоит из 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

  1. Анализ техники тройного прыжка

Техника тройного прыжка состоит из разбега, отталкивания и трех элементов – «скачка», «шага» и «прыжка». «Скачок» выполняется с толчковой ноги с приземлением на толчковую, «шаг» – с толчковой на маховую, «прыжок» – с маховой ноги с приземлением на обе ноги. Третий элемент («прыжок») правилами соревнований разрешается выполнять любым способом прыжка в длину (согнув ноги, прогнувшись, прогнувшись – ножницы, ножницы).

Перед прыгуном стоит задача так соединить все три прыжка, чтобы в процессе выполнения отдельных опорных фаз горизонтальная скорость терялась возможно меньше.

Поскольку длина тройного прыжка зависит в значительной степени от скорости разбега и выполнения отдельных прыжков, важную роль играют тренировка в беге, уровень развития прыжковой силы и владение правильной техникой.

В настоящее время выделяют три стиля: «вертикальный», «загребающий» и «беговой».

«Вертикальный» стиль характеризуется сильным подтягиванием голени к бедру в полетной фазе и постановкой толчковой ноги по вертикали движением сверху— вниз навстречу дорожке. Это обычно скоростные и скоростно-силовые прыгуны.

«Загребающий» стиль — относительно высокий замах бедра с последующим выпрямлением ноги в колене и активная постановка загребающим движением прямой ноги при отталкивании.

«Беговой» стиль — разноименная работа рук, быстрое продвижение по прыжку. Нога ставится на отталкивание беговым движением, туловище наклонено вперед, основным является сохранение скорости к третьему отталкиванию, что приводит к увеличению последней части — «прыжку».

Дальность в тройном прыжке зависит от:

– горизонтальной скорости разбега;

– оптимальных углов вылета во всех трех отталкиваниях;

– максимального снижения потери горизонтальной скорости в трех отталкиваниях на протяжении всего прыжка.

Необходимо знать, что увеличение угла вылета в отталкивании, с одной стороны, повышает дальность полета, с другой — повышает высоту траектории ОЦМ, что приводит к перегрузке на толчковую ногу, затруднению отталкивания, потере горизонтальной скорости. Угол вылета в тройном прыжке меньше, чем в прыжках в длину. У квалифицированных спортсменов эти углы вылета составляют: в «скачке» — 17°, в «шаге» — 14°, в «прыжке» — 18°.

Условно технику тройного прыжка делят на следующие части: разбег — первое отталкивание — «скачок» — второе отталкивание — «шаг» — третье отталкивание — «прыжок» — приземление.

Длина разбега в тройном прыжке несколько меньше, чем в прыжках в длину. Скорость разбега достаточно высока и зависит от физической подготовленности прыгуна. Начало разбега такое же, как и в прыжках в длину. Можно начинать или с места (как с высокого старта), или с подхода (подбега), но с обязательным попаданием на контрольную отметку. Скорость разбега должна постепенно возрастать, набирая свое оптимальное значение к концу разбега. Необходимо добиться разбега, стабильности ритма и длины шагов, особенно последних, где происходит подготовка к первому отталкиванию. Перед отталкиванием нельзя менять структуру беговых шагов, стараться продвинуться вперед в ускоренном, стремительном темпе, как бы вбегая в прыжок.

Толчковая нога ставится на место отталкивания на всю стопу быстрым, но естественным беговым движением. Туловище выпрямлено или слегка наклонено вперед. Руки, согнутые в локтевых суставах под углом 90—100°, работают как в беге. Нога, почти выпрямленная в коленном суставе, ставится достаточно близко к проекции ОЦМ прыгуна, что создает эффективные условия для последующего отталкивания с минимальной потерей горизонтальной скорости. Маховая нога, сильно согнутая в колене, выносится активно вперед, толчковая нога полностью выпрямляется под углом отталкивания 62°. Прыгун как бы пробегает отталкивание, завершая его вслед движению ОЦМ.

В этой полетной фазе необходимо, чтобы не увеличился угол вылета, который может привести к потери скорости, повысить траекторию полета, создавая тем самым отрицательные условия второму отталкиванию (перегрузка).

В первой трети полета прыгун сохраняет положение полета в «шаге», затем маховая нога опускается вниз, сгибаясь в колене,и продолжает движение бедром назад. Толчковая нога, одновременно с маховой, выводится коленом вперед, голень и бедро составляют угол примерно 90°. В последней части полета толчковая нога, выпрямляясь в колене, опускается вниз. Постановка ее на место отталкивания осуществляется широким «загребающим» движением на полную стопу. Необходимо помнить, что первое и второе отталкивания осуществляются одной и той же ногой. После активной постановки толчковой ноги на место второго отталкивания начинается фаза второго отталкивания. Руки в «скачке» могут работать разноименно, как в беге, а если происходит одноименная работа рук, то прыгун в момент первого отталкивания выводит две руки вперед, затем круговым движением вверх—назад—вниз подготавливает их для махового движения во втором отталкивании. Туловище во время «скачка» держится вертикально, лишь ко второму отталкиванию слегка наклоняется вперед.

Нога ставится на опору почти прямая « загребающим» движением. Угол постановки ноги — около 70°, в момент постановки ноги на грунт активно выносится вперед бедро маховой ноги, помогая приблизить ОЦМ к вертикали и тем самым снизить потери скорости и воздействие тормозящих сил. Туловище занимает вертикальное положение. Активное движение бедра маховой ноги снижает угол отталкивания до 60°, соответственно снижается и угол вылета ОЦМ до 15°. В конце отталкивания несколько увеличивается наклон туловища вперед. Руки работают или разноименно, как в беге, или одноименно, т.е. обе руки выводятся активно вперед, помогая выполнить отталкивание.

Полетная фаза «шаг».

После второго отталкивания прыгун в полетной фазе занимает положение «шага», т.е. выполняет прыжок с ноги на ногу. Туловище несколько наклонено вперед. Маховая нога бедром выводится вперед до горизонтали, голень почти вертикально направлена вниз. Толчковая нога после завершения отталкивания слегка сгибается в коленном суставе, затем пятка приближается к тазобедренному суставу. Когда ОЦМ начинает опускаться вниз, то и маховая нога опускается вниз, выпрямляясь в коленном суставе. Ее постановка на опору осуществляется на полную стопу, «загребающим» движением. В момент постановки ноги на грунт бедро маховой ноги активно выводится вперед — вверх, начиная третье отталкивание.

Третье отталкивание должно выполняться активно и быстро, сохраняя оставшуюся горизонтальную скорость. Нога ставится почти прямой упруго и энергично, угол сгибания в коленном суставе должен быть минимальным — до 140°. Угол вылета достигает 65°, несколько больше, чем при «скачке», также больше и угол вылета ОЦМ — до 20°. Это достигается опережающими махами ногой и руками, направленными вперед и вверх.

«Прыжок» — завершающая полетная фаза в тройном прыжке выполняется так же, как и в прыжках в длину. Движения прыгуна в «прыжке» совпадают по технике с прыжками «согнув ноги», «прогнувшись» или «ножницы». Применение того или иного способа зависит от квалификации прыгуна и его координационных способностей. Единственное отличие от простого прыжка в длину — более кратковременная фаза полета.

Женская техника тройного прыжка с разбега визуально не отличается от мужской техники, только биомеханические характеристики женского прыжка несколько ниже. Вообще техника тройного прыжка у женщин зависит от их анатомо-физиологических особенностей:

– биологическое созревание женского организма достигается к 17—18 годам, а рост тела и окостенение скелета завершаются к 19 — 20 годам;

– соотношение между активной мышечной массой (32 — 35 %) и пассивной жировой (более 40 %) у женщин менее благоприятно, чем у мужчин;

– соотношение между красными (медленными) и белыми (быстрыми) мышечными волокнами у женщин хуже, чем у мужчин. Красные мышечные волокна начинают движение, т.е. сдвигают тело с места, но как только возрастает скорость мышечного сокращения, в дело вступают белые мышечные волокна, создавая ускорение. Изменить соотношение этих волокон в организме нельзя, так как это врожденное свойство, можно лишь немного качественно улучшить действие этих волокон;

– большая длина туловища по отношению к длине ног и излишний изгиб позвоночника в поясничном отделе, более слабые мышцы верхнего плечевого пояса, мышцы задней поверхности бедра, отводящие боковые мышцы бедра, мышцы брюшного пресса. Слабо развитые мышцы спины могут привести к повреждениям межпозвоночных дисков. Слабое место наблюдается в голеностопном суставе, где уплощение стопы может привести к воспалению ахиллового сухожилия, хроническим болям в коленных суставах, остеохондрозу.

При изучении техники тройного прыжка и применении специфических нагрузок необходимо помнить, что связки и суставы тренируются значительно медленнее мышц. Неправильное распределение нагрузки может привести к дисбалансу между быстрым развитием сил мышц и неподготовленностью связок.

По наблюдениям тренеров, занимающихся женским тройным прыжком, у женщин техника прыжка приносит более скоростной характер, по их образному выражению напоминающий “бабочку” порхающую с цветка на цветок. Иными словами, женский тройной прыжок менее силовой, более скоростной и легкий по визуальному наблюдению. Хотя сила мышц и способность нервно-мышечного аппарата противостоять многократным нагрузкам также имеют большое значение в женском тройном прыжке.

2. Тренировка прыжка способом «ножницы»

Прыжок выполняется с большей амплитудой движений по сравнению с другими способами прыжков. Эти движения способствуют удержанию таза все время впереди, что содействует далекому выбрасыванию ног на приземление. В прыжке в длину с разбега на 8 м и более прыгун успевает сделать 3.5 шага в полете.

Используя во время прыжков способ «ножниц», прыгун после отталкивания принимает положение «в шаге». Далее маховая нога (н.) выпрямляется, опускается вниз, сгибается в коленном суставе и согнутая отводится назад. В это же время толчковая нога, сильно согнутая в колене, активным движением выводится вперед. Первый шаг закончился. Туловище прямое, таз выведен вперед. Рука, одноименная толчковой н., отведена назад в сторону, другая вынесена вперед. Далее толчковая н. опускается вниз. В это же время рука, одноименная толчковой н. выносится через сторону вверх и вперед, маховая – активным движением подается вперед. Рука, одноименная маховой н., незначительно выносится вперед в сторону. Прыгун закончил второй шаг. Туловище незначительно наклонено, таз и руки вынесены вперед.

При обучении способу «ножницы» в прыжках, решаются следующие задачи.

По прыжкам в длину с разбега способом «ножницы». Ознакомление с прыжком.Средства: те же, что и при обучении прыжку в длину способом «согнув ноги». Это рассказы о технике прыжка, показ техники прыжка в длину с неполного разбега, просмотр фотоснимков, фильмов и др.

Методические указания по прыжкам способом «ножницы».Толчок необходимо проводить на грунте, а разбег должен быть не более 7-10 шагов.

По прыжкам в длину с разбега способом «ножницы». Обучение технике прыжка с укороченного разбега.

Средства и методические указания по прыжкам способом «ножницы»: те же, что и во 2-ой задаче при обучении прыжку способом «согнув ноги». Это: прыжки в длину с 5 шагов, прыжки с 2 беговых шагов, и др.

по прыжкам в длину с разбега способом «ножницы». Обучить движениям в полете и приземлению.

Прыжок « в шаге» с приземлением «в шаге» на обе ноги.Прыжок в длину с разбега «в шаге» с последующим приземлением на маховую н. и пролеганием.Прыжок «в шаге» с 5-7 шагов с быстрым опусканием маховой н. вниз и выводом толчковой н. вперед, приземление на обе ноги, толчковая – впереди.Прыжки в длину с разбега с 4-6 и 10-12 шагов со сменой положения ног в воздухе и подтягиванием маховой н. к толчковой.Такие же прыжки с далеким выбрасыванием ног на приземление.

Методические указания по прыжкам способом «ножницы».

Обращать внимание на то, чтобы после отталкивания таз находился впереди. Смену ног производить быстро, но с большой амплитудой. При обучении приземлению применять веревочку или планку, которые располагаются примерно в 65-75 см от предлагаемого места приземления на высоте 30-50 см.

По прыжкам в длину с разбега способом «ножницы». Обучение и подбор ритму полного разбега.

Средства и методические указания по прыжкам в длину с разбега способом «ножницы» те же самые, что и в 3 задаче при обучении способу «согнув ноги»

По прыжкам в длину с разбега способом «ножницы». Улучшение самой техники прыжков в длину.

Прыжки в длину с полного и неполного разбега.

Прыжки в длину с места.

Методические указания по прыжкам способом «ножницы».

Следить за тем, чтобы толчковая н. полностью выпрямлялась во время отталкивания. а также следить за выведением таза вперед.

Список использованной литературы:

Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector